|
Нефтяные компании выполнили распоряжение премьера, цены на заправках, как свидетельствуют свежие данные, снизились. Но этого снижения может хватить ненадолго, уверены эксперты. Государство так и не предложило системного решения проблемы, а сами «короли бензоколонок» долго себе в убыток работать не смогут.
Ряд ведущих нефтяных компаний заявили, что снизили цены на принадлежащих им заправках. Независимый «народный мониторинг» (его ведут сами автовладельцы, которые фиксируют расценки, а потом выкладывают сведения на определенный сайт) свидетельствует: это правда. Цены снижаются ежедневно. Лидером снижения стала «Роснефть», следом идут «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ». Концерны, которые и добывают, и продают, могут себе это позволить, они «производят прибыль» не в рознице, а на более «глубоких» этапах, рассказывают в Российском топливном союзе. А вот фирмы, просто продающие бензин, оказались в сложном положении. Они снизить цены не могут.
- Оптовые цены остались на старом уровне, - говорит президент этой организации Евгений Аркуша. - Правда, заявлено и об их снижении, но это лишь декларация. Мы проинформировали Федеральную антимонопольную службу и Минэнерго об этой ситуации.
В оптовом звене в самом деле происходит кое-что интересное. Если посмотреть на отчетность топливных бирж (их у нас две - в Петербурге и Москве), можно заметить, что цены снизились. Но при этом сократились и продажи. «Более половины от общего снижения объема продаж нефтепродуктов обеспечил автомобильный бензин», - констатируется в мониторинге компании «Кортес». Можно предположить, что трейдеры просто саботируют сделки (тем более что на топливных биржах львиная доля торгов - аффилированная, продают самим себе). У топливников другое объяснение.
- На бирже в самом деле появился «зимний дизель» по низкой цене, но срок биржевой поставки - 30 дней, какой, простите, дурак купит этот товар в марте? - горячится Аркуша.
По его мнению, случилась несправедливость. Проблемы были с ценами на «зимний дизель» (топливо с добавками, которые делают его морозоустойчивым). Они поднялись в России выше, чем на мировых рынках, признает Аркуша.
- Но в заявлении премьера фигурировало просто «топливо», - сетует он. - Маховик закрутился, остановить его нельзя.
Месяца через 3-4 бензин вновь пойдет в рост, уверен Игорь Николаев из компании «ФБК».
- Пройдет время, возбуждение спадет, и на первый план выйдет естественная необходимость повышать цены, - говорит он. - Пока это не системное решение, а поведение компаний - реакция на «окрик». И такие методы управления имеют право на жизнь. Но было бы правильнее разобраться...
Впрочем, правительство действует по многим фронтам. И принимает в том числе системные решения. Например, премьер Владимир Путин обязал «Газпром» открыть доступ всем компаниям к своей газовой трубе. Предоставив нефтяным компаниям возможность продавать попутный газ, правительство повысит их доходы, а значит, даст им возможность снижать цены на бензин. Пусть и не по собственному желанию.
Еще одно системное решение, о котором уже писали «Известия», - «показывать» на бирже все крупные сделки с топливом (не только биржевые). Это должно сделать рынок более прозрачным и конкурентным и за счет этого снизить цены естественным образом.
- Это ограничит в некоторой степени волюнтаризм, стремление поднять цену «просто так», - констатирует Аркуша.
| |