|
В прокат выходят «Выкрутасы» - спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым спортивно-романтическая комедия с Миллой Йовович и не самыми традиционными представлениями о добре и зле.
Провинциальный школьный учитель Слава Колотилов (Константин Хабенский) приезжает в столицу пристроить дебютный роман. Книгу в издательстве отвергают на том не по-московски лирическом основании, что автор, судя по тексту, никого никогда не любил. Не успев расстроиться, герой нечаянно шагает под машину - и, как вскоре выяснится, навстречу личному счастью. Сидящая за рулем брюнетка Надя (Милла Йовович) оказывается из той породы девушек, которым все равно где генерировать деструктивную энергию, в ДТП или чужой личной жизни. За пару-тройку экранных минут она дает от ворот поворот бойфренду Дане (Иван Ургант), который холил ее в качестве будущей невесты с детсадовских времен (они как раз ехали в загс), зато влюбляется в Колотилова.
Сомнительность обмена породистого кота-перса на мешок с чем-то сипло мяукающим подтверждает дальнейшее развитие сюжета.
В канун свадьбы педагог, метнувшийся в родной город Пальчики за трудовой книжкой, влипает в кафкианскую историю. Волей обстоятельств он оказывается тренером набранной из беспризорников футбольной команды и имеет шанс попасть к себе на свадьбу, как только его подопечные сольют молодежный чемпионат. Беспризорники, однако, демонстрируют свойственную цветам городского асфальта стойкость.
Спортивной составляющей сюжета дебютная картина Левана Габриадзе во многом обязана отличному китайскому «Убойному футболу» 2001 года (голы и вообще сцены с участием мячика в исполнении оператора Марата Адельшина также выглядят вполне презентативно). Но более близкой экранной родней ей приходятся поздние проекты Бекмабметова, чей уверенный жирный почерк с коммерческим наклоном сразу опознается в любой ленте, в которой Тимур Нуруахитович участвует как продюсер («Выкрутасы», «Черная молния») или режиссер («Дневной дозор»). В пятиминутную завязку укладывается ускоренно перемотанная фабула «Иронии судьбы: Продолжение» (которая тоже про мажора, лузера и девушку Надю).
Тогда как своим безграничным и воздухонепроницаемым покровом оптимизма, наброшенным на хлипкий сюжетный каркас, кино наследует традиции недавних «Елок».
Авторы не зря рекомендуют воспринимать «Выкрутасы» с позиций не столько разума (как «Особенности национальной охоты» лучше бы не смотреть печенью), сколько сердца. К этому совету стоит прислушаться гражданам, не умеющим, сдав куда-нибудь на полтора часа свой мозг, как пальто в гардероб, покладисто впитывать установку на радость и полагать, что этой установки для нормального фильма вполне достаточно. Причем проблема тут не в том, что зритель такой уж бука, пораженец и циник (у людей по другую сторону экрана, вполне вероятно, дела с цинизмом тоже обстоят сносно).
Просто транслируемые в «Выкрутасах» представления о радости, добре и зле не обязательно должны совпадать с вашими собственными - такое бывает.
За незамутненную радость, которую и в самом деле трудно оспорить, в кадре отвечает Милла Йовович. Специально для роли актриса подучила русский язык и не только говорит, но и поет сама, однако в целом выполняет довольно декоративные функции, очерченные в старом шлягере Олега Газманова: «Ты служишь украшением стола, тебя как рыбу к пиву подают». Стол в данном случае буквальный, и гулянка в московском ресторане, сколько можно понять по сюжету, тянется трое суток безвылазно.
Это обстоятельство не лучшим образом характеризует сценаристов, зато как бы говорит в пользу жизнелюбия русского народа, который и на поминках аккордеоны рвет, и на свадьбе сколь угодно долго прекрасным образом обходится без жениха.
Добро в «Выкрутасах» куда менее очевидно и имеет лицо Владимира Меньшова в роли функционера «Единой России», который динамичным служебным жестом изымает у пробегавшего мимо Колотилова билет на поезд и паспорт - человек предполагает, а «Ед.Ро.» располагает. В дальнейшем депутат, правда, как умеет, дает понять, что дядька он суровый, но свойский. Тогда как у Колотилова ровно противоположная стратегическая задача. Две трети фильма педагог для порядка пестует в подопечных спортивный дух, но при этом и саботирует процесс, во время матча с пренеприятной улыбкою скармливая им лютые дозы слабительного или подряжая в ночь накануне полуфинала разгружать ящики с коньяком.
Со временем герой, понятно, резко становится на путь морального исправления, но осадочек остается, и изрядный.
Все-таки трудно быть порядочным человеком, но при этом немного сволочью - и этот противоречивый и не самый приятный образ не слишком удается даже многогранному актеру Хабенскому (особенно на контрасте с удачно подобранными обаятельными актерами-подростками). Что за роман сочинил его герой Колотилов, так и остается неясным, но наверняка и в самом деле гадость еще та.
Сергей Синяков
| |