|
Участники проекта «Бургас-Александруполис» на совместном собрании акционеров и членов наблюдательного совета 17 февраля в Риме рассмотрят вопрос о сокращении расходов по проекту из-за отсутствия финансирования, заявил пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.
Болгария задолжала участникам проекта 7,3 млн евро, Греция - 1,269 млн евро, пояснил Демин Вестям.Ru. «Мы намерены сократить штатную численность работников проектной компании Trans-Balkan Pipeline (TBP) с минимальным вознаграждением, максимально снизить административные и организационные расходы компании, откажемся от аренды всех офисов и переведем договорные отношения с контрагентами в состояние, не требующее каких-либо регулярных выплат», - отметил Демин. По его словам, речь не идет об отказе от проекта или его окончании.
Компания TBP зарегистрирована 6 февраля 2008 года в Амстердаме для выполнения трехстороннего соглашения между правительствами России, Болгарии и Греции по строительству и эксплуатации нефтепровода «Бургас-Александруполис». Соглашение подписано в Афинах 15 марта 2007 года.
Учредителями TBP стали компании ТК-БА (Россия, 51% акций), «Проектная компания "Бургас-Александруполис БГ" (Болгария, 24,5%), компания "Хелпе С.А. - Траки С.А." (Греция, 23,5%), правительство Греции (1%). Учредителями ТК-БА, которая создана 18 января 2007 года, стали "Транснефть", "Газпром нефть" (33,33%) и "Роснефть" (33,33%).
"Болгария в прошлом году не осуществляла обязательные платежи. Свои обязательства по финансированию выполняла только российская сторона, при этом сотрудниками ТВР являются греки и болгары, мы им платим зарплату", - пояснил Демин.
По его словам, болгарская сторона не проявляет активности в продвижении проекта. "Болгары изначально постоянно меняли точку зрения на проект. Предлагали нам осуществлять не транспортный, а энергетический проект. Давайте построим НПЗ в дополнение к трубопроводу, предлагали они. Мы им отвечали, что в Болгарии уже работает НПЗ „ЛУКойла", этого достаточно. Тогда они перешли к экологической составляющей проекта, хотя она решена и учтена", - пояснил Демин.
Нефтепровод "Бургас-Александруполис" предполагают проложить по территории Греции и Болгарии, что позволит разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Пропускная способность нефтепровода протяженностью около 300 км составит 35 млн тонн нефти в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн в год. Стоимость строительства оценивают в 1 млрд евро.
Болгарские СМИ 11 июня 2010 года со ссылкой на премьера страны Бойко Борисова сообщили, что Болгария замораживает проект строительства трубопровода "Бургас-Александруполис". Однако позднее пресс-служба правительства пояснила заявление Борисова в том ключе, что Болгария не приняла окончательного решения по прекращению проекта. Решение может быть принято в феврале 2011 года после оценки ОВОС (оценка воздействия на окружающую и социальную среду).
"Для нас этот проект не является решающим, что называется, „не горит". Нет острой необходимости строить этот нефтепровод. Подождем. Болгарии он интересен более, чем нам", - подчеркнул Демин.
По его словам, в качестве альтернативы российская сторона рассматривает несколько предложений.
"Казахстан приглашает нас в проект нефтепровода через Румынию. Американцы предлагают проект по расширению Дарданелл и Босфора для увеличения пропускной способности. Есть и другие наработки. Так что „Бургас-Александруполис" - не проект, который остро необходим", - еще раз подчеркнул Демин.
"Всю подноготную сопротивления Болгарии возможным российским трубопроводным проектам на своей территории, наверное, раскрыть сложно, это вопрос к политологам. Официальная позиция звучала так: недостаточная экологическая эффективность и неудовлетворительная экономическая модель проекта", - пояснила Вестям.Ru аналитик ФК "Уралсиб Кэпитал" Юлия Новиченкова.
По ее мнению, альтернативой трубопроводу "Бургас-Александруполис" может служить трубопровод "Самсун-Джейхан" протяженностью 555 км, проходящий целиком по территории Турции.
"Проект хоть и длиннее в два раза, на 270 км, но, по крайней мере, с турецкой стороны нет организационных препятствий в связи с заинтересованностью страны разгрузить Босфор. Не удивлюсь, если в случае дальнейшего затягивания проекта болгарской стороной российские участники в лице „Роснефти", „Транснефти" и „Газпром нефти" уйдут на параллельный трубопровод. Это было бы логичным решением", - считает Новиченкова.
Эксперт отметила, что пролив Босфор, обойти который призваны оба трубопроводных проекта, уже работает на 90% своей пропускной способности. В какой-то момент это может начать создавать ощутимые трудности, и вопрос обхода встанет очень остро. Затягивание с запуском альтернативного маршрута не на руку крупным нефтяным компаниям, заключила Новиченкова.
Наиболее реальной альтернативой нефтепроводу "Бургас - Александруполис" является проект "Самсун-Джейхан". Также возможно перенаправить часть российской нефти из Новороссийска в строящуюся систему БТС-2, пояснил Вестям.Ru аналитик "Банка Москвы" Денис Борисов.
Сопротивление Болгарии уходит корнями в политику, не в экономику, считает главный экономист ИК "Ай Ти Инвест" Сергей Егишянц. Идет упорный спор между участниками альтернативных маршрутов и, разумеется, лоббистов каждого из этих маршрутов. "Конечно, турецкая альтернатива есть. Она, видимо, и станет основным вариантом трубопровода. Если Россия переориентируется на другие варианты, прежде всего турецкий, то Болгария лишится возможного дохода. Россия ничего не потеряет", - заключил Егишянц.
| |