|
Жизнь в ряде регионов Европейской части России уже превратилась в ад. Горят торфяники и леса, огонь уничтожает поселки, уже подбирается к городам - Рязани, Воронежу и Арзамасу. Число сгоревших домов, пострадавших и погибших людей растет с каждым часом. Главный вопрос - как допустили подобное?
В начале июля, когда торф уже тлел, а леса горели, но не так сильно, представители Рослесхоза провели пресс-конференцию - почему горят леса России. Ответ лежит на поверхности - потому что нет единой системы мониторинга и тушения лесных пожаров. Цена вопроса, по оценкам специалистов, колеблется в пределах 20-30 млрд рублей. Деньги немалые, но это смотря с чем сравнивать. Ежегодный ущерб от лесных пожаров в среднем составляет 40 млрд рублей. В этом году он будет в разы больше. Почему сложилась подобная ситуация, что можно было бы предпринять? Поговорим об этом в эфире радио «Вести ФМ» с Андреем Сириным, директором института лесоведения РАН.
«Вести ФМ»: Андрей Артурович, здравствуйте! Вот представители Лесхоза говорят, что ключевым моментом в сложившейся ситуации стало принятие Лесного кодекса в 2006 году. Вы согласны с этим мнением?
Сирин: Да. В определенной степени - да.
«Вести ФМ»: Что тогда произошло?
Сирин: Смена устоявшейся системы организации лесного хозяйства, внедрение арендных отношений ухудшило ситуацию с уходом за лесами, это привело в определенной степени к дезорганизации управления, к передачи функций от федерального уровня на субъекты федерации, и в общем и целом это привело к ухудшению состояния по уходу за лесами за последние 15-20 лет. К сожалению, во многих лесах количество сухостоя, другого горючего материала резко увеличилось. Резко сократилось количество создаваемых противопожарных разрывов. Это основной инструмент для локализации низовых пожаров, которые легче тушить и предотвратить их переход в верховые и более катастрофичные, более тяжелые по последствиям пожары.
«Вести ФМ»: Андрей Артурович, а вообще существуют четкие схемы - как готовить лес вот к такой тяжелой ситуации?
Сирин: Конечно. И хотелось бы напомнить, что противопожарная охрана лесов в России и Авиалесоохрана была одной из лучших в Европе, и в 70-е и последующие годы опыт передавался даже таким развитым странам, как, например, Франция.
«Вести ФМ»: Что конкретно можно было сделать, но не сделано? Мы уже поняли - разрывы не подготовлены, то есть это работа, которую лесхозы не провели?
Сирин: Должна существенно измениться система ведения лесного хозяйства по уходу за лесами с тем, чтобы не накапливалось такое большое количество горючего материала.
«Вести ФМ»: А вот эта система единого мониторинга способна существенно изменить ситуацию?
Сирин: И она существенно спасает ситуацию, потому что внедрение метода зондирования из космоса, который сейчас используется и который успешно развивается, позволяет определить точки возгорания очень быстро и оперативно, и он развивается. Это один из трех китов, на которых основывается защита леса от пожара.
«Вести ФМ»: В каких регионах она уже работает?
Сирин: Она работает по всей территории России.
«Вести ФМ»: Но недостаточно активно.
Сирин: Кроме того, это можно на сайте Авиалесоохраны увидеть буквально напрямую, где происходит возгорание, но кроме того, чтобы определить точку возгорания, необходимо же тушить.
| |