|
Москва. 18 февраля. FINMARKET.RU - Правительство, получив в прошлом году новый инструмент для борьбы с набирающей темпы инфляцией - ограничение цен на некоторые продовольственные товары, пока предпочитает действовать по старинке, проводя отраслевые воспитательные беседы.
На днях власти в очередной раз взялись за нефтяников, завышающих цены на топливо, а в четверг вернулись к еще одной старой как мир теме - энерготарифам. Несколько лет назад предложение придержать их рост спровоцировало памятную дискуссию о природе инфляции между Германом Грефом и Анатолием Чубайсом. Представить себе подобный спор в нынешних условиях трудно - кураторам отрасли остается лишь решить, как выполнить правительственный наказ.
Заседание президиума правительства задало российской энергетике новые ориентиры, вернее, свело все прежние к одному - рост конечных цен на электроэнергию для потребителей в 2011 году не должен превысить 15%.
Предельный рост конечной цены в 15% заложен в прогноз социально-экономического развития на текущий год. Как доложили в четверг премьер-министру Владимиру Путину, в 38 регионах тенденция роста тарифов значительно превышает определенный в правительственном документе уровень. Причины тому как объективные, например, повышение цен на газ, так и субъективные - инвестпрограммы.
В ответ В.Путин сформулировал простую, на первый взгляд, задачу: «Значит так: решение принято - 15% и не больше, и прошу придерживаться этого».
У профильного вице-премьера Игоря Сечина уже было решение. Накануне у него состоялось закрытое совещание с участием узкого круга представителей отрасли на тему роста цен в электроэнергетике. Еще до совещания у энергокомпаний и регуляторов не было полного понимания, как этот вопрос будет решен. Источник в одной из крупных энергокомпаний рассказал «Интерфаксу», что к тому моменту сложились две группы - «радикальная» и «либеральная». «Радикальная» группа во главе с Минэкономразвития выступала за жесткие меры вплоть до введения госрегулирования на рынке. «Либеральная» предлагала ограничиться частными мерами. Главный вопрос был в том, что кто из участников рынка пожертвует доходами для достижения желаемых 15%. Представители ФСТ и ФАС говорили о том, что на рост цен сильное влияние оказывает увеличение инвестпрограмм сетевых компаний, с 1 января перешедших на RAB-регулирование.
В итоге отвечать за социальную лояльность в течение 2011 года будет вся электроэнергетика без исключений. Озвученные И.Сечиным в четверг предложения касаются как генерации, включая «РусГидро» и «Росэнергоатом», так и сетевых компаний - ФСК и «Холдинга МРСК».
Обобщенно перечень мер и «экономия», по выражению И.Сечина, от них выглядит следующим образом: отказ от индексации на уровне инфляции цены на мощность (кроме ДПМ) даст эффект в 12 млрд рублей, снижение тарифа на мощность для вынужденных генераторов - до 7 млрд рублей, снижение целевых инвестиционных средств для АЭС и ГЭС - около 11 млрд рублей и около 4 млрд рублей соответственно, сглаживанию тарифов ФСК - 5 млрд рублей, изменение подхода к инвестпрограмме МРСК - 25 млрд рублей.
Компании пока в недоумении: механизм изменения оплаты мощности и пересчета тарифов непонятен. Аналитики говорят о том, что ни одна из отдельно взятых мер серьезно не повлияет на доходы энергокомпаний.
Регионально-федеральный взнос
И.Сечин разделил причины сверх дозволенного роста цен на электричество на федеральные и региональные.
К первой группе вице-премьер отнес 15%-й рост цен на газ, заниженную тарифную база в отдельных регионах (например, в Хакасии и Иркутской области), инвестнадбавку для атомных и гидростанций, увеличение собственных источников финансирования за счет тарифа в инвестпрограммах ФСК и МРСК.
Региональные факторы - это рост тарифов территориальных сетевых организаций и компаний «Холдинга МРСК», рост доли сетевой составляющей в цене в связи с переходом на RAB-тарифы. «По Омской области услуги региональных сетевых организаций выросли примерно на 108%, по Томской - на 74,2%», - констатировал И.Сечин. В качестве примера региона с резким ростом конечной цены на электроэнергию он привел Курскую область, где потребителям теперь придется платить за электроэнергию на 54,3% больше, чем до нововведений в энергетике.
В своих выкладках вице-премьер сослался на анализ, который провели Минэнерго, ФАС, ФСТ и Академия наук.
В распоряжении «Интерфакса» есть экспертная оценка, проведенная НП Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний и, в целом, соответствующая отмеченным И.Сечиным в четверг тенденциям.
Специалисты партнерства посчитали, что темп роста конечной цены электроэнергии превышает 15% хотя бы на одном из уровней напряжения в 41 регионе. При этом в 37 регионах основная причина роста - увеличение котлового тарифа на передачу. Лишь в 4 регионах (Забайкальский край, Санкт-Петербург, Ленинградская и Псковская области) основной причиной роста является увеличение цены покупки на оптовом энергорынке в связи с наличием больших объемов поставки мощности в вынужденном режиме.
По мнению экспертов партнерства, наибольшее влияние на рост цен оказывает котловой тариф на передачу электроэнергии как следствие перехода на RAB-тарифы - порядка 75% общего воздействия. Меньшая доля воздействия у цен оптового энергорынка - около 23%. По 2,4% и 0,3% - у сбытовой надбавки и платы инфраструктурным организациям.
Таким образом, и власти, и эксперты сошлись во мнении, что локомотивом роста цен на электроэнергию для конечных потребителей стал тариф на передачу и массовый переход сетевых компаний на RAB-регулирование, предусматривающий возвратность на многомиллиардные инвестиции.
Посмотрев на это, государство решилось на шаг, от которого отказалось в 2010 году - пересмотр утвержденных долгосрочных тарифов сетевиков.
Политический RAB
Дискуссия по поводу сдерживания роста сетевых тарифов и платы за мощность далеко не новая. Ей была посвящена вся вторая половина 2010 года. Мотивация все та же - 15% предельного роста. Обсуждались различные варианты, в том числе, сокращение доходов от рынка мощности и пересмотр RAB-тарифов для ФСК и МРСК. На последнем настаивало Минэкономразвития, выступившее за снижение темпов роста тарифа, например, для ФСК в 2011 год вплоть до 25% с 32,9%, утвержденных годом ранее. Минэнерго и ФСТ отстаивали сохранение ранее принятых решений по RAB. Дело в том, что тариф долгосрочный, и его изменение в принципе нарушает логику перевода сетевых компаний на долгосрочное регулирование.
В итоге после бурного обсуждения рынок мощности получил price-cap, зато RAB остался практически нетронутым. Для МРСК все обошлось незначительным сглаживанием тарифа, ФСК же и вовсе сохранила установленный темп роста, но за это получила дополнительные проекты для Сочи и Сколково.
Судя по всему, после предложений И.Сечина дополнительные проекты у ФСК так и останутся: объем инвестиций снижать не планируется. А вот доходы в 2011 году сократятся на 5 млрд рублей.
Как это скажется на итоговом росте тарифа ФСК в 2011 году, вице-премьер не сказал. Источник, знакомый с процессом подготовки мер по сдерживанию конечного роста цен на электроэнергию, сообщил «Интерфаксу», что снижение тарифа сетевой монополии может составить до 5 процентных пунктов с учетом перераспределения дохода на последующие годы. Вполне вероятно, что рост RAB для ФСК в 2011 году окажется на уровне тех самых 25%, за которые ратовало в прошлом году Минэкономразвития. В ФСК ситуацию «дежа вю» комментировать не стали.
Исходя из объема необходимой валовой выручки (НВВ), заложенной в тариф ФСК, и 5 млрд рублей, которые планируется сэкономить, НВВ сетевой компании может снизиться в 2011 году на 3,4%, подсчитала аналитик БКС Екатерина Трипотень. Она отметила, что такое снижение не должно оказать сильного влияния на оценку компании.
| |