|
В Риме открылась для публики выставка советского живописца Александра Дейнеки из фондов российских музеев.
Накануне состоялось официальное открытие в присутствии президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Эта выставка открыла перекрестный год России и Италии. Чем советский художник привлекает итальянскую публику, узнала обозреватель «Вести ФМ» Анна Кочарова, которая побывала на открытии в Риме.
Морской пейзаж: дети на побережье, синее море, безоблачное небо и советский самолет. Картина «Будущие летчики» - на всех рекламных плакатах выставки Александра Дейнеки, которые висят по Риму. В самом дворце выставок - крупнейшей экспозиционной площадке - целый этаж отведен под картины мастера. Огромные пространства, кажется, специально предназначены для таких монументальных работ. Порой сумрачные и давящие, рядом - яркие светлые полотна. Итальянские кураторы открывают Александра Дейнеку для итальянских зрителей. И, наверное, это неслучайно, ведь в 1935 году художник посетил эту страну. Во время путешествия по Америке, Франции и Италии он отдавал предпочтение последней, рассказывает куратор Маттео Лафранкони:
«Дейнека был просто очарован Италией. Именно здесь он искал баланс между старым искусством и новаторскими идеями. В 1930-ые годы именно здесь, в Италии, формировались многие течения искусства ХХ века. Он писал своей жене, что это страна, которая подарила миру не только Микеланджело, но и страна, где происходит что-то новое».
Эта масштабная выставка официально открыла перекрестный год России и Италии. 80 полотен собрали из трех российских музеев: Третьяковской галереи, Русского музея и собрания Дейнеки на родине художника - в Курске. Официальное открытие состоялось в присутствии первых лиц: президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Сильвио Берлускони. Именно сегодня настал тот момент, когда мы, готовы забыть об идеологии, говорит директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева:
«Он вдруг стал очень интересен, очень востребован. Может быть, в конце XX и начале XXI века, когда отсутствует большой стиль, и возникает интерес к фигурам более цельным, и этот интерес в обществе возникает неслучайно. Дейнека вызывает интерес оптимизмом, несмотря на сложное время, в котором он жил, несмотря на все то, что переживал. Его внутренняя сила и мощь проявляются в его работах, и, может быть, именно этого людям сейчас и не хватает».
В Римский дворец выставок привезли не только живопись, но также скульптуру и мозаики. Кураторам даже удалось воссоздать знаменитые изображения московского метро - мозаики на станциях «Новокузнецкая» и «Маяковская». Уже первые посетители, среди которых в основном итальянские журналисты, - под впечатлением:
«Я не знал этого художника. Его имя для меня - большой сюрприз. Я знаю, что происходило в итальянском искусстве в эти же годы - у Дейнеки очень нежная живопись».
«Изумительная выставка. Раньше мы видели только репродукции его работ. А теперь все это вживую. Эти картины полны жизни!»
«Невероятное открытие: и сюжеты картин, и цвета, и вообще как отражена на его полотнах жизнь!»
Выставка Александра Дейнеки в Риме будет открыта до мая месяца. А к Третьяковской галерее уже обращаются музеи из других стран - Франции, Германии и Испании - с просьбой привезти этого художника к ним. Спустя полвека после кончины творчество Дейнеки, которого принято было считать художником соцреализма, переосмысливается заново. А если и в контексте политики, то только как способ взаимопонимания между странами.
| |