|
Экс-губернатор Одесской области - одна из немногих известных публичных персон в самой маленькой парламентской фракции.
В списке Блока Литвина Гриневецкий шел вторым, а сам Литвин во время президентской кампании называл его готовым премьером. В комплиментах «литвиновцу» рассыпался и тогдашний глава штаба Виктора Януковича нынешний премьер Николай Азаров, называя того достойным претендентом на место в правительстве.
Но пока политический аксакал трудится рядовым депутатом, иногда напоминая о себе законодательными инициативами: Гриневецкий - соавтор скандального законопроекта о языках, ожидающего сейчас выводов Венецианской комиссии. Несмотря на то, что влияние его политсилы в парламенте постепенно сходит на нет, Гриневецкий не видит никаких проблем. Выдавливание из власти людей Литвина он объясняет последствиями админреформы, излишнее подобострастие спикера перед Президентом - констатацией очевидных фактов, а низкие рейтинги собственной партии считает легко поправимыми после принятия нового избирательного законодательства.
Вы неоднократно говорили, что если коммунальная и пенсионная реформа будут проводиться так же как предыдущие, народ может восстать. Как будет вести себя ваша фракция в процессе принятия этих резонансных вещей? Ваши коллеги по большинству коммунисты грозятся уйти в глухое отрицание всех этих антинародных реформ.
Для начала нам надо определиться с комплексом реформ, которые проводятся в стране, но через призму двух факторов: социального и экологического. Ведь задача власти - это сберечь свое население, чтоб оно не уменьшалось, чтоб оно было здоровым и продуктивным. Преследуют ли реформы эти цели?
Позиция фракции по пенсионной реформе четкая - нужна реформа заработной платы. Без этого мы не выйдем из заколдованного круга. У нас в стране дичайшая эксплуатация труда, а зарплата находится в глубокой тени. Как известно, сегодня в бюджетной сфере и госсекторе средняя зарплата - 2,4 тыс. грн., а в частном секторе - 1,8 тыс. грн. Если поднять зарплаты работников частных фирм до уровня госсектора, это даст почти 20 млрд. грн. дополнительных взносов в Пенсионный фонд.
Второй вопрос - что касается пенсий, то лично я не знаю еще ни одного государственного служащего, который достиг пенсионного возраста и не просил продлить ему время выхода на пенсию. По опыту своей работы знаю - все, кто достигали пенсионного возраста, просили продлить, причем максимально. Не на год, не на два, а на пять лет просили.
Все хотят дольше поработать?
Ну, конечно. Другое дело - тяжелые предприятия, связанные с вредным производством. Есть же цеха, где даже давали молоко в советское время за вредность. Там надо подходить дифференцированно к этому вопросу. И, думаю, что можно было бы дать возможность выбора: скажем, женщина проработала в литейном цеху или тальманом в порту, достигла пенсионного возраста - 55 лет, а дальше она должна выбирать - хочет работать до 60, или идет на пенсию. Это же гуманно, правда?
Много вопросов возникает по военным. Мы получаем огромное количество писем. Скажем, люди вспоминают о военнослужащих в Советском Союзе, где были реальная армия, реальные учения, реальные воинские части - с вооружением, с боевой подготовкой, с налетами часов, все, как положено, - это один вопрос. И совершенно другой вопрос, когда армия - на компьютере и на картах. Наша фракция заявляла, что тот законопроект, который внесен, содержит очень много проблемных вопросов. Главная задача, которую мы ставим перед собой - обеспечить справедливое начисление пенсий.
Тигипко его обещал отозвать.
Но пока что не отзывают. Да и парламентские слушания поставили больше вопросов, чем ответов. Теперь о земле. Все-таки земля - это главное национальное богатство, так в Конституции написано. Но у нас есть противоречие между 13-ой и 14-ой статьей Конституции: одна статья разрешает, а другая запрещает продажу. Но речь, мне кажется, надо вести о другом: земля, как продукт природы, не имеет стоимости, стоимость может иметь право на владение земельной ренты, которая может продаваться и покупаться. И земледелец должен себя через нее реализовывать. Вот это - главное понятие, которое должно у нас доминировать.
Тогда будут заинтересованы и местные советы, потому что за счет ренты они будут наполнять бюджет, а значит, реализовывать свои социально-экономические и культурные задачи, которые, как они утверждают, из-за безденежья остаются только на бумаге. Тогда сельский совет превратится в реальный орган по реализации каких-то элементарных проектов обустройства быта или, скажем мусорной свалки, сможет заняться газификацией, водопроводами, очистными сооружениями...
Ведь вся проблема заключается в том, что когда началось распаевание земли, и социальная сфера на селе ушла на баланс местных советов, она пришла в негодность. А если нет элементарных условий в социальной сфере, то понятно, что пойдет процесс урбанизации. В селе уже практически нет трудоспособного населения, все уезжают работать в городские структуры - все чаще охранниками.
Вы можете много чего разумного говорить, но мы все помним как, например, проходили слушания при подготовке Налогового кодекса, и, в итоге, всех поставили перед фактом. Прислушиваются ли сейчас к вашей политической силе в Партии регионов?
Прислушиваются. По ключевым вопросам прислушиваются. Обратите внимание даже на недавнее голосование: мы не поддержали законопроект 8069 («Про здійснення державних закупівель» (щодо спрощення процедури акупівлі Аграрним фондом товарів, робіт та послуг - «Главком») и он набрал всего 212 голосов, а с нашими 20 прошел бы. То есть я не вижу здесь каких-то особых проблем.
Значит, для власти он не был таким уж ключевым... Я к тому, что голосов достаточно и без вашей фракции. И многие с этим связывают, скажем так, выдавливание людей вашей партии из властных структур. В частности, сейчас идет атака на первого зама Минсоцполитики Василия Надрагу.
Ну, вот какая атака на Надрагу? Вы где-то услышали, да? Кто-то запустил утку и понеслось...
Глава Федерации профсоюзов регионал Хара требовал его отставки как раз в ходе обсуждения пенсионной реформы.
Чего вдруг? Что, надо было найти крайнего? С политической точки зрения это нормальный процесс, идет политическая борьба.
Тенденция в принципе есть по ставленникам вашей партии.
Какая тенденция?
Министров убрали, комитетчиков...
Зачем вы так говорите? Изменилась структура министерств, министерства возглавили вице-премьеры, а наши стали первыми заместителями министров.
«Когда в парламенте были мажоритарщики, ВВП страны рос на 10-12% в год»
Недавно в парламенте оформилась «группа Рыбакова» с правами фракции, которая наверняка тоже что-то себе попросит. Многие считают, что, как минимум, по численному составу, это ваш конкурент.
Пусть себе считают. Давайте посмотрим, что будет через неделю, через две, и на что они будут реально влиять. Эта группа появилась в рамках действующего регламента. Но эти депутаты и раньше голосовали без всякой группы. Видимо, ее появление связано с какими-то политическими амбициями, может, бизнес-интересами, лоббированием... Понимаете, для того, чтобы дать характеристику, надо почитать внимательно биографии членов этой группы.
Там очень разношерстные товарищи.
Так об этом же и речь. Там что, какая-то идеология задекларирована?
Там есть 20 карточек.
Но это не политическая сила, просто по интересам собрались депутаты. Так было, когда работала старая Конституция. Вы же помните, сколько раз переформировали группы подобного рода. Пожалуйста - пусть выступают, пусть голосуют. Я даже это приветствую, потому что это как-то систематизирует работу парламента.
Еще лучше систематизирует? Вы слышали, наверно, что ваши европейские коллеги уже смеются и на телефоны фотографируют, когда видят, как депутаты дружно голосуют по отмашке сами знаете кого, еще и жмут одновременно несколько кнопок.
| |