|
Холсты работы гениев расцвета европейской цивилизации - Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тициана - все реже появляются на открытом рынке, торжественно переправляясь с аукциона в престижные музеи и коллекции, но ценители их искусства верят, что утерянные шедевры еще будут раскрыты.
«Я верю, что нас еще ожидают сенсации, и еще будут обнаружены неизвестные или исчезнувшие полотна великих мастеров», - сказал в интервью РИА Новости Алексей Ашот, эксперт международного аукционного дома Christie's, специализирующийся на рынке классической европейской живописи шести столетий, с 13-го по 19-ый век.
По его словам, история Европы, с ее войнами и переделами границ, интереснейшие судьбы коллекционеров и художников, неизбежно привели к тому, что многие ценности, в том числе и шедевры живописи, канули в сундуках, хранилищах, на чердаках. Многие их них так и лежат забытые, пока потомки не смекнут поинтересоваться, что это за старый холст. Подчас даже покрытое пылью полотно со стертой подписью может таить в себе шедевр, который истинные знатоки искусства сумеют вернуть свету.
«Как минимум раз в год так бывает - нам приносят на экспертизу нечто найденное или купленное за бесценок, и это оказывается шедевром», - рассказывает Ашот.
Так было с одной из самых значимых работ Жана Антуана Ватто - «Сюрприз», которая считалась пропавшей. Группу экспертов Christie's пригласили в английское родовое поместье, чтобы оценить коллекцию картин, готовящуюся к продаже. Ватто даже не значился в переданной описи ценностей - забытая картина висела в коридоре, ведущем в уборную, где, по пути, и приметил ее один из экспертов.
«Современники писали с восторгом об этой картине живописца, которая считалась исчезнувшей бесследно. Хозяева даже не предполагали, каким состоянием владеют. В 2008 году она была продана на торгах за 24,4 миллиона долларов», - рассказал Ашот.
Удивительные находки бывают даже в музеях - на юге Франции в Ницце почти полтора века провисело в безвестности «Распятие» великого флорентийца Аньоло Бронзино, работавшего при дворе Медичи в 16-м веке, до того как ее опознали искусствоведы - картина стала сенсацией крупной выставки посвящённой художнику в Флоренции.
Парадоксы рынка
На рынке изящного искусства покупка работ старых мастеров относится к разряду консервативных инвестиций - цены на шедевры старины растут стабильно, но в целом не показывая тех скачков, которые характерны для современного искусства или импрессионизма.
В итоге рынок стал демонстрировать парадоксы - в прошлом году бутылка «Кока-Колы» от плодовитого Энди Уорхола более чем вдвое обошла в цене редчайшую «Мадонну с младенцем» Тициана (35 и 15 миллионов соответственно).
«Такие прыжки в цене работ некоторых авторов 20-го века объясняются тем, что это отрасль стала ареной спекулятивного вложения, которому соответствуют все риски игры на бирже», - объясняет Ашот.
«С другой стороны покупатели старых мастеров чаще бывают искренними поклонниками истории, красоты и культуры - они покупают даже и во время кризиса, и по этой причине на рынке старых мастеров не было тех колебании, которые появились на рынке современного искусства в 2008 и 2009 годов», - считает эксперт Christie's.
По его мнению, самые значимые холсты прославленных европейских мастеров-классиков являются желаннейшими гостями аукционов, т.к. из-за их редкости, владельцы чрезвычайно неохотно с ними расстаются, а иначе их рыночная стоимость затмила бы все ценовые рекорды живописи.
Последний абсолютный рекорд был установлен в прошлом году на торгах Christie's, когда «Обнаженная на фоне бюста и зеленных листьев» Пабло Пикассо ушла с молотка за 106,5 миллиона долларов. В сфере же старых мастеров, рекорд принадлежит монументальной картине Питера Пауля Рубенса «Избиение младенцев», проданной в 2002 году за 50 миллионов британских фунтов (77.2 миллиона долларов).
«И Пикассо, и Уорхол создали "бренды" нашумевшие в 20-ом веке с его многими экспериментальными течениями, конкретно избравшими разрыв с классикой. Не берусь предсказать, как долго продержится мода на Уорхола или Джеффа Кунса, но на Тициана - не пройдет никогда. Если бы вдруг на аукцион выставили, к примеру, его "Венеру Урбинскую" (хранящуюся в Уффици, во Флоренции) - это стало бы настоящей сенсацией рынка, подбросив планку рекордов. Слава Богу, с этим известнейшим музейным шедевром подобного никогда не произойдет - такие сокровища оберегаются державами-владельцами на уровне их собственного суверенитета. Однако встречается еще и немало не менее достойных шедевров, которые неисповедимыми путями попадают на рынок, часто через нашу фирму. И, безусловно, мир их увидит на наших аукционах даже в ближайшие годы», - добавляет эксперт.
Новые миллиардеры любят Рембрандта
Рост когорты миллиардеров на развивающихся рынках сделал запрос на классику более актуальным - как и меценаты из России, так и из Китая, или из Ближнего Востока, желают окружать себя музейными редкостями, не девальвирующими никогда.
В то время, когда известнейшие музеи, будучи зависимыми от госбюджетов, скованы в финансах и выходят на рынок лишь изредка, частные покупатели не стесняются выложить миллионы долларов за вызывающие всеобщий восторг уникумы искусства.
«Одни их самых активных и тонких коллекционеров старых мастеров - русские, выросшие на культуре Эрмитажа и Третьяковской Галереи. На последних торгах в Нью-Йорке три из 10 топ-лотов приобрели россияне, соперничавшие за половину самых дорогих шедевров», - заметил Ашот.
Он сетует на отсутствие на западе достаточного количества знатоков и ценителей искусства русской школы дореволюционного периода, которой предстоит еще расти и расти в ценах, по заслугам авторов.
«Русское искусство, на которое только начинали обращать серьезное внимание заграницей на кануне революции, и не смогло вовремя войти в западный контекст. А ведь на момент революции еще были живы Серов, Репин, и как сложились бы судьбы и творчество Серебряковой, Бенуа, если бы им не пришлось бежать? Слишком долго работы русских мастеров не изучались на западе, можно порадоваться, что это сейчас исправляется, но работы осталось много», - рассуждает эксперт русского происхождения.
По его мнению, понимание русского искусства невозможно в отрыве от России, однако потоки заграничных паломников в Государственный Русский Музей и Третьяковскую Галерею малы в сравнении с парижским Лувром или нью-йоркским Метрополитеном. История Руси в 20-ом веке неизбежно сказалась и на ее музеях и на их активах.
«России, несомненно, повезло в том, что работы ее выдающихся мастеров сохранились на родине и стали достоянием отечественных музеев», - считает Ашот. «Можно только порадоваться, что они сохранились, да еще в таком количестве - и поблагодарить всех, кто посодействовал их бережному хранению».
Корреспондент РИА Новости Лариса Саенко специально для проекта «Weekend».
| |