|
Менеджерские способности руководителей компании не имеют большого значения для ее успешной деятельности, считает Уоррен Баффетт, гораздо важнее ее способность повышать цены.
«Самый важный фактор при оценке бизнеса - его способность повышать цены. Если у вас есть возможность сделать это и не уступить долю рынка конкуренту, у вас очень хороший бизнес. А если вам нужно отслужить молебен, прежде чем повысить цены на 10%, у вас ужасный бизнес», - так заявил Баффетт в мае прошлого года членам Комиссии по расследованию причин финансового кризиса, созданной конгрессом США. Комиссия, опрашивавшая, в частности, крупнейших финансистов страны, интересовалась вложением компании Баффетта Berkshire Hathaway в Moody's Corp., владеющей рейтинговым агентством Moody's Investors Services. Во время бума на рынке недвижимости Moody's, Standard & Poor's и Fitch Ratings выставляли высокие кредитные рейтинги облигациям, в которые были переупакованы ипотечные кредиты. Нередко наивысший рейтинг получали выпуски, содержавшие высокорискованные кредиты, выданные людям без подтверждения доходов и активов. В кризис агентствам пришлось радикально снижать рейтинги, что вело к обесценению бумаг и огромным потерям инвесторов. В середине десятилетия рейтингование ипотечных инструментов стало одной из основных прибыльных статей для Moody's и Standard & Poor's. Два крупнейших агентства взимали высокие комиссионные за эту услугу, тем более что в ее рамках они помогали инвестбанкам структурировать эти продукты. Доминирующее положение агентств и возможность Moody's брать с клиентов высокую плату в значительной степени и определяли инвестиционную привлекательность компании для Баффетта. «Я ничего не знал о менеджменте Moody's, - сказал он комиссии. - Если в городе выходит единственная газета, то... у нее крепкая ценовая позиция, и у вас [как у инвестора] нет необходимости идти в ее офис». «Исключительному бизнесу не требуется хороший менеджмент», - добавил он.
| |