|
Школа должна стать центром духовно-нравственного воспитания гражданина России. Российская академия образования уже разработала соответствующую концепцию, которую включили в широко обсуждаемый сегодня стандарт для старших классов.
Осталось понять, как это будет работать в реальной жизни. Участники состоявшегося в четверг в Общественной палате «круглого стола» «Современное воспитание молодежи. Духовно-нравственные аспекты» и пытались это выяснить.
Законопроект Федерального стандарта для старших классов школы сегодня не ругает только ленивый - в том числе и за его идеологический аспект. Действительно, духовно-нравственному воспитанию учащихся посвящена отдельная и самая большая глава нового стандарта. Как выяснилось, у нее есть автор - Александр Данилюк, главный редактор журнала «Педагогика», член-корреспондент РАО. Именно в недрах Российской академии образования и родилась в прошлом году концепция духовно-нравственного воспитания молодежи, которую и будут внедрять в школах.
По словам Данилюка, «в стандарте уделяется первостепенное внимание воспитанию», поскольку принято решение вернуться к единству воспитания, образования и развития, которое в последние 20 лет было утрачено. Каждое образовательное учреждение при переходе на новый стандарт будет обязано разработать собственную программу духовно-нравственного развития учащихся. Данилюк не настаивает, чтобы это был набор неких предметов. По его мнению, «это должна быть программа нравственного уклада школьной жизни, поскольку воспитывают не слова, а среда». Получается, что школа должна стать островком духовно-нравственной жизни. При этом работать ей приходится, по словам того же Данилюка, в агрессивной среде.
Стандарт предусматривает, что школа также должна обеспечить повышение педагогической культуры родителей. То есть заодно воспитывать или, скорее, перевоспитывать и взрослых - для достижения «социального партнерства». Александр Данилюк признает, что все это серьезно увеличит нагрузку на учителей - «они уже стонут, но работы будет еще больше». Как это будет сочетаться с материальным вознаграждением, непонятно. Получается, обозленные и раздраженные от возросшей нагрузки и вечного безденежья учителя должны воспитать высоконравственных граждан нашей страны. Какая-то нестыковочка получается. Александр Данилюк и сам это понимает, заявляя, что без кадрового и материального ресурса проблемы воспитания не решить и школу «нельзя оставлять один на один с новым стандартом».
Впрочем, оказывается, и без нового стандарта в школе есть резервы для воспитания полноценной личности, надо их только правильно использовать. По убеждению Александра Мелик-Пашаева, главного редактора журнала «Искусство в школе», это гуманитарно-художественные дисциплины. Именно на этих занятиях можно привить ребенку чувство прекрасного, способность понимать других людей и сопереживать им. «Если человек растет эмоционально бесчувственным, то чем он успешнее во всем остальном, тем опаснее для общества», - уверен Мелик-Пашаев. Но проблема в том, что именно гуманитарные дисциплины в последнее время активно вытесняются из учебного процесса. «Год назад было поручение российского президента о развитии гуманитарно-художественного образования в школе», - напомнил Мелик-Пашаев. И что? В результате изучать их стали еще меньше. Например, сочинение, когда-то обязательное для выпускников старших классов, больше не является таковым. А ведь способность грамотно излагать свои мысли на художественную тему тоже характеризует развитие личности. Может, ввести общий курс, посвященный мировой культуре, предлагает Александр Мелик-Пашаев. Время для предложений и поправок в стандарт еще есть.
| |