|
17 февраля министр экономики Беларуси Николай Снопков посетил брестское предприятие «Цветотрон». Член правительства встретился с сотрудниками завода в одном из залов. Николай Снопков говорил о демографии, капитальном ремонте, гречке и кредитах на жилье.
Приведя несколько железных цифр (из которых явствовало, что смертность в Беларуси по-прежнему растет, но Брестская область на этом фоне выглядит несколько лучше других регионов), министр пришел к неопровержимому умозаключению: «Основой стабильности нашего государства является здоровая крепкая семья, в которой воспитываются дети». Желательно, чтобы детей было побольше, хотя бы двое, а лучше трое, особо отметил докладчик. И перешел к следующему вопросу, более соответствующему профилю его министерства, - о качестве жизни. Если верить Н. Снопкову, реальные доходы белорусов за последние пять лет увеличились на 75 процентов. Значительно вырос средний класс, а бедных у нас всего-то 5,4 процента (десять лет назад их было больше 40 процентов). А по обеспеченности личным жильем мы и вовсе впереди Европы всей. Короче говоря, в стране созданы все условия для увеличения числа браков (понятное дело, не в производственном цикле, а в ЗАГСе), для роста рождаемости и повышения качества жизни, резюмировал выступающий. По его словам, в нынешней пятилетке рост зарплаты должен стать основным направлением развития. Она не может быть меньше 80 процентов от среднего заработка в соседних странах, чтобы предотвратить массовый отток кадров. При этом зарплата определяется не конкретными величинами, а тем, сколько товаров на нее можно купить. Неожиданно министр привел данные 1907 года, когда минский рабочий на свой месячный заработок мог приобрести 40 демисезонных пальто. В зале тут же стали лихорадочно подсчитывать, на сколько таких же пальто хватит денег, выданных в кассе «Цветотрона». Судя по всему, сравнение оказалось не в пользу той экономики, за которую отвечает Н. Снопков. А дальше начались вопросы. «Почему деньги, которые мы отчисляем на капремонт кооперативного жилья, должны, согласно указу президента, 50 лет лежать на депозите в определенном банке под 0,5 процента годовых? - спросила женщина средних лет и вполне логично мотивировала этот вопрос: - Они же за такое время просто сгорят». - Да, что-то здесь не так, - задумался глава экономического ведомства. - Во-первых, капремонт должен по нормативам производиться через 25 лет. Ну, и процентную ставку не мешало хотя бы приравнять к ставке рефинансирования, - согласился министр с работницей завода и пообещал изучить эту тему более детально. Прозвучали и вопросы о гречке, и о ценах на продовольствие. Ответ был почти по Гегелю: «Продукты должны стоить столько, сколько они должны стоить». В зале повисла пауза, после которой кто-то попытался уточнить: так цены на питание у нас еще регулируются государством? - Да, регулируются, на 52 наименования. Хотя я считаю, что это неправильно, - ответил Снопков. И развил свою мысль: вот вы привыкли думать, что в Минске сидят очень умные и они управляют. Между тем цены на гречку, шуроповерты и другие товары - это прерогатива тех предприятий, которые ими торгуют. Я не устанавливаю цены, не имею таких полномочий. Спросили министра и о том, почему газеты пестрят объявлениями «Требуются работники не старше 35 лет». Мол, дискриминация получается, значит, тот, кто старше, уже не человек? На что Н. Снопков спокойно ответил: «И я набираю в свое министерство до 30-35. Потому что в этом возрасте люди рвут, а после сорока начинают философствовать и рассуждать о роли государства в экономике». Ну и в завершение правительственного информатора спросили о том, с чего он, собственно, начинал и ради чего приехал, - о демографии. Почему льготы по оплате кредитов на жилье начинаются с троих детей? А если двое? Платить за кредит надо 525 тысяч рублей в месяц при зарплате в 800 тысяч. На что министр экономики справедливо и экономически грамотно заметил: «Да, действительно, два - это тоже число». Но все же посоветовал рожать третьего. И напоследок пожелал всем собравшимся заводчанам, чтобы их предприятие в нынешней пятилетке вырвалось в лидеры благодаря какому-нибудь ноу-хау, внедренному в более теплых помещениях «Цветотрона». А что, родить ноу-хау ведь тоже демография. И если это случится на бывшем флагмане отечественного производства, значит, день информирования прошел не зря.
| |