|
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является переход бюджетных образовательных учреждений на автономию.
(Казань , 2 августа, «Татар-информ»). В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики является переход бюджетных образовательных учреждений на автономию.
Он призван привлечь наиболее эффективные механизмы экономического развития и управления вузом. Под автономией вуза понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке. Казанский университет получил статус федерального и автономного учреждения.
Как отметила начальник юридического отдела КФУ Ляйсан Ахмедзянова, изменение типа и вида Казанского университета расширяет его возможности, сообщает пресс-центр вуза.
«Во-первых, переход на автономию изменяет порядок его финансирования. Вуз переходит к финансированию не по затратам, а по результатам. Тем самым, появляются значительные экономические свободы в распоряжении средствами. КФУ по своему усмотрению может минимизировать расходы по одним направлениям и увеличивать по другим, в том числе и по зарплате. Гарантии бюджетного финансирования теперь будут осуществляться путем выделения субсидии на выполнение задания учредителя, - сказала Л.Ахмедзянова. - Во-вторых, появляется возможность создания необходимых стимулов и условий для повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Увеличение уровня заработной платы, развитие практики контрактных взаимоотношений. Легче формировать и изменять структуру и механизмы управления. В-третьих, в отличие от бюджетных, автономные учреждения вправе открывать счета и получать кредиты и займы в кредитных организациях, самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным за счет собственных средств».
По словам Л.Ахмедзяновой, новый организационный статус университета повлечет изменения структуры управления. «Поскольку Казанский университет стал федеральным, в его структуре появились президент и попечительский совет, а с изменением типа учреждения на автономный появился новый орган управления - наблюдательный совет КФУ. Попечительский совет создается в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и контроля над их использованием, что является немаловажной предпосылкой к развитию взаимовыгодного сотрудничества с крупным бизнесом, который получает возможность вкладывать свои денежные средства непосредственно в университетские образовательные и научные проекты», - пояснила она.
Роль президента КФУ направлена на повышение эффективности управления вузом, содействие его развитию и расширению представительских функций. В наблюдательный совет входят представители учредителя КФУ, представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. Деятельность наблюдательного совета направлена на осуществление контрольно-надзорных полномочий финансово-хозяйственной деятельности КФУ.
«С переходом в автономию появляется высокий уровень ответственности как самого университета, так и его менеджмента. Вузу необходимо постоянно беспокоиться об источниках поступления денежных средств и принимать решения о том, как их эффективно потратить, ведь гарантии государства в виде субсидий распространяются на финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также финансовое обеспечение развития университета. Кроме того, КФУ теперь отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением приобретенного за счет средств учредителя и особо ценного имущества, - считает начальник юридического отдела КФУ. - Автономия вузов в настоящий период - это не только показатель развития демократизации управления в высшем образовании, но и объективная потребность вхождения в систему европейских принципов развития высшего образования».
***Ив
| |