|
Патриарх отечественной музыки Оскар Фельцман отмечает юбилей - ему исполнилось 90. Президент наградил композитора орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Поздравительную телеграмму направил юбиляру и премьер. Песни и романсы Фельцмана поют и слушают уже дольше полувека. Знаменитый «Теплоход», «Огромное небо», «Белый свет» и, конечно, легендарные «Ландыши». Из-за них Фельцман когда-то оказался в опале.
В квартире Оскара Фельцмана - ландыши повсюду. И эти скромные цветы, ставшие символом всей его композиторской судьбы, когда-то судьбу едва не сломали. Песню спела Гелена Великанова, подхватила вся страна, а высокое партийное начальство разволновалось. «Говорили, что это разлагает советского человека, портит советский климат и нужно запретить», - вспоминает народный артист России, композитор Оскар Фельцман.
За «Ландыши» Оскар Фельцман оказался в опале почти на четверть века. Но не унывал. Сочинял ноты, выводил на дощечке, с которой не расстается уже 86 лет. Свое первое произведение - сонатину для рояля - он написал в 4 года.
«Когда начал писать своей рукой ноты, я почувствовал, что мне опора какая-то нужна, и я папе говорю - "Пап, я очень прошу, закажи мне, пожалуйста, дощечку", - рассказывает композитор.
Дощечку Оскар Фельцман брал во все поездки. Первая была из родной Одессы в Москву, в консерваторию. А потом - война, эвакуация, Новосибирск. Тогда и познакомился с Утесовым. Потом, когда написал "Теплоход", решил - неудачная песня, но Утесову отнес.
"Я пришел к Утесову домой, сыграл „Теплоход", и Утесов мне сказал: „Через две недели по всем радиостанциям будешь слушать свой ‘Теплоход’, - продолжает Оскар Фельцман.
Он - тот самый композитор, который может сказать: ‘Моя песня покорила Вселенную’. Это его песню Гагарин пел - только не в космосе, а уже после возвращения. Космонавты в нее влюблены, как говорит маэстро, суеверно.
Оскар Фельцман - автор мелодий эпохи. Они лились из радиоприемников, с телеэкранов - в исполнении Марка Бернеса, Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона. Оскар Борисович, кстати, и не печалится вовсе, что его песенное творчество напрочь затмило симфоническое. И продолжает работать.
| |