|
В Омске за передвижением автобусов и троллейбусов следят из космоса. Пути общественного транспорта стали корректировать в зависимости от количества пассажиров, нуждающихся в перевозке.
Электронные датчики и система ГЛОНАСС в считанные минуты обрабатывают информацию и передают ее в вычислительный центр.
Трех вошедших на конечной остановке пассажиров сразу фиксируют инфракрасные датчики. По два на каждой из входных дверей в салон. Бортовые контроллеры работают по принципу широкоугольного объектива фотокамеры - взор электронного счетчика зафиксирует каждого, причем как входящего, так и покидающего салон. Маршрут номер 88 новый, он был введен по просьбе горожан в начале года, и потому требует особого мониторинга. Оптимизация маршрутной сети с помощью системы учета началась в Омске в сентябре, первые результаты уже есть.
«Было увеличено количество машин по левому берегу, по улице Лукашевича в утренние часы пик, в вечерние часы - мимо остановки кинотеатр Маяковского», - рассказал заместитель директора муниципального пассажирского предприятия №8 Марат Саликов.
Тот же маршрут, только в сухом остатке из цифр и графиков. С бортовой системы автобуса информация передается в вычислительный центр в режиме онлайн с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС.
«Вот это схема движения 88 автобуса, справа у нас остановки, слева - время и количество вошедших, вышедших. Можно видеть, где автобус не остановился», - показывает специалист.
Все оборудование - отечественные разработки. Для обучения операторов вычислительного центра департамент транспорта приглашал специалиста из Москвы. Установка такого высокотехнологичного оборудования продиктована необходимостью оперативно и гибко реагировать на изменения пассажиропотока. В Омске растут новые жилые массивы, строятся торговые центры и производственные площади - система мониторинга должна помочь избежать переполненного транспорта на одних маршрутах и автобусов, которые ходят, что называется «порожняком», на других.
Когда жители города обращаются с просьбой добавить автобусы или ввести дополнительный маршрут, с помощью данных, полученных с помощью этой системы, специалисты определяют, нужен ли этот график.
Впрочем, система навигации только подсчётом пассажиров не ограничивается. Теперь в режиме реального времени можно анализировать простои автобуса, производить расчет в зависимости от сезона, дней недели, часов работы, вести учет времени пробега и отклонения от заданного графика, контролировать исполнение водителем маршрута. Видеокамеры фиксируют все происходящее в салоне и передают картинку в диспетчерский пункт. В перспективе автоматическое объявление остановок. С февраля этого года «умные» автобусы заработали во всех пассажирских предприятиях города. С начала сентября система работала в тестовом режиме. Сегодня исследование идет практически круглосуточно.
Погрешность оборудования - 7-8%. И это в пиковое время. При средней загрузке точность измерения практически стопроцентная. Сейчас 24 автобуса, оборудованные автоматической системой учета, работают поочередно практически на всех маршрутах города.
| |