|
Все последние дни только помучившись можно было зайти на сайт Министерства образования и науки РФ. Но такая перегруженность сайта - даже хорошо. Она свидетельствует, как активно наши граждане пользуются запущенным президентом России форматом всенародного обсуждения системных законов.
А вслед за «Законом о полиции» теперь это - «Закон об образовании», особенно нашумевший проект новых учебных стандартов для старшеклассников. «Нашумевший», потому что в первоначальном (и, кстати, очень мутно, по-чиновничьи составленном) тексте, в частности, предлагалось оставить старшеклассникам только четыре обязательных предмета - при этом без русского языка. Но вот теперь на сайте уже подправленный документ.
- Гость студии программы «Вести в субботу» министр образования и науки Андрей Фурсенко. Здравствуйте, Андрей Александрович.
- Здравствуйте.
- Андрей Александрович, а зачем нужно было вообще задумываться о новых стандартах образования, старые то чем плохи?
- Ну, надо начать немножко с другого. С того, что мы недовольны тем образованием, которое сегодня есть. Если бы оно нравилось, то, наверное, все это не стоило делать, но поскольку большинство людей предъявляют большие претензии к образованию на всех уровнях, начиная с дошкольного и кончая послевузовским, то, наверное, все-таки менять что-то надо.
- Вас удивило, чем обернулось это общественное обсуждение, вообще стоит оно того?
- Ну, общественное обсуждение, оно по определению стоит того. Потому что, собственно, работаем то мы для общества. Но как оно шло и какие аргументы выдвигались, кое-где вызывало вопрос.
- Ну, это общая панорама. Давайте по существу. Все-таки, какие предметы будут обязательными для старшеклассников по новым образовательным стандартам?
- Я знаю, что нехорошая манера отвечать не на вопрос, а на что-то свое, но я хотел бы начать с другого. Есть общий принцип. Должны ли мы жестко поставить человека, даже довольно взрослого человека - старшеклассника, в колею, которую мы придумали там 20, 30, 40 лет тому назад и гнать по этой колее? Или все-таки сегодня наши ребята уже достаточно взрослые для того, чтобы определить, что они хотят учить и кем они хотят быть после того, как закончат школу. Если второе, то тогда надо говорить о том, какие предметы в каком виде должны преподаваться в школе. Тем более, что я могу сказать, так, честно, отвечая и на свой и на ваш вопрос, происходит же голосование ногами. У нас сегодня де-факто примерно треть старшеклассников учится в экстернате. Это значит, что они законно или, так, полузаконно не посещают школу, а получают знания от репетиторов, дома. И это означает, что они не удовлетворены тем, как построен учебный план. И они считают, что они лучше знают, чего им учить и как учить.
- Один пример из личной жизни. Я когда заканчивал школу, у меня вот здесь были все эти алгебры и физики, потому что я чистой воды гуманитарий. Справедливости ради, правда, я должен сказать, что моя первая работа называлась корреспондент отдела науки «Комсомольской правды». Я к ужасу своему, к ужасу понял вдруг через два года после окончания школы, что я сижу с учебником физики, потому что все-таки эти знания потребовались.
- Ну конечно.
- Тем не менее, всем понятно, что, действительно, старшеклассникам хотелось бы выбрать некую специализацию, о чем вы сейчас говорили, но я вернусь все-таки на вопрос раньше. Какие все-таки четыре обязательных для всех предмета предусмотрены вот этим новым стандартом и четыре ли?
- Нет четырех обязательных предметов.
- Так.
- Не было, нет и не будет.
- А как же этот список - ОБЖ, «Россия в мире», физкультура, индивидуальный проект?
- Ну, это не очень удачная подача тех предметов, которые должны быть одинаковыми для всех, независимо от того, выбираете вы себе путь гуманитарный, естественнонаучный или вообще хотите в будущем стать человеком искусства или, может быть, высококвалифицированным рабочим. Вот, независимо от этого, человек должен быть здоров, а для этого нужен спорт, физкультура. Человек должен быть готовым к превратностям нашей жизни. Это, к сожалению, сегодня гораздо больше актуально, чем было, скажем, 20 - 30 лет тому назад.
- Это курс ОБЖ?
- Это курс ОБЖ.
- Индивидуальный проект тоже более менее понятно, а вот «Россия в мире» - это курс, я так понимаю, коктейль географии, истории, экономики?
- Здесь разные точки зрения наших известных ученых, специалистов. Я эти точки зрения знаю. Думаю, что будет гораздо лучше, если вы пригласите к себе в студию этих людей, я могу назвать их фамилии, ну, например, последний разговор у меня был с Александром Ивановичем Чубарьяном, который к этому курсу идет от истории. Александр Георгиевич Асмолов рассматривает этот курс как курс больше самоидентификации российских школьников в стране и в мире. Я думаю, что гораздо интереснее, если вы спросите их. Потому что с самого начала эти стандарты, эти курсы ориентированы на то, что мы принимаем общие решения, а потом начинаем вместе со специалистами, и не только со специалистами, с представителями общества, гражданских институтов работать над ним.
- Четыре обязательных предмета, стандарты - это одинаково для всех?
- Да.
- А что неодинаково для всех? Давайте такой провокационный вопрос задам. Может статься так, что, например, парень или девушка - технарь по свойству ума, выбирая среди остальных дисциплин, может вообще отказаться от русского языка, от истории, от географии, сконцентрироваться только на своей физике, химии и так далее?
- Не может. В принципе не может, и именно для этого есть некая структура вот этого нового стандарта, где на каком-то уровне каждый из школьников должен изучать литературу, должен изучать историю, гуманитарные науки, должен изучать естественные науки. И при этом иметь достаточно большую свободу к тому, чтобы присоединить к этим предметам еще что-то, что ему очень интересно и на его взгляд важно.
- Каков в таком случае список вот этих обязательных областей, которые, все-таки, любой человек должен изучать, продвинуто или поверхностно, но все-таки изучать?
- На сегодняшний день я могу сказать, какой список областей возник после первого, я бы сказал, круга обсуждений. Это ну то, что условно называется филология, это не самое удачное название, но тем не менее, включает и русский язык, и литературу на том или ином уровне изучения. Это иностранные языки, это математика, которая включает сегодня и информатику. Но информатику, понимаемую не как умение нажимать кнопки на компьютере, а как понимание того, что мы живем в век цифры. Это естественные науки, это общественные науки, которые тоже могу компоноваться по-разному.
- Я просто еще раз уточню. Если с колокольни гуманитария смотреть, то есть, например, если бы я учился сейчас в средней школе, то я бы, будучи гуманитарием, продолжал бы изучать математику, но, например, не был бы обязан изучать алгебру и начало анализа, который мне, как гуманитарию, действительно лишнее?
- Ну высшая математика, я об этом однажды уже говорил, и могу повторить, я не уверен, что это самый необходимый предмет в школе.
- Что делать школьнику, если он ошибся с выбором. Вот он набрал себе корзину предметов, четыре обязательные, которые мы обсудили. И он берет себе, грубо говоря, там продвинутую филологию, продвинутую географию, проучился полгода. Понял, нет, я хочу скорее алгебру и начало анализа. Есть возможность сменить?
| |