|
Триумфатором Берлинского кинофестиваля стал иранский режиссер Асгар Фархади. Его фильм «Надер и Симин: развод», имеющий общественно-политический и религиозный подтекст, получил сразу трех «медведей». Гран-при жюри достался венгерскому классику Беле Тарру за ленту «Туринская лошадь».
Жюри Берлинале в этом году возглавляла итальянская актриса, продюсер и режиссер Изабелла Росселлини. Перед началом церемонии она призналась, что решение ей и ее коллегам далось нелегко, конкурс выдался чрезвычайно сильный, но намекнула, что окончательный вердикт выносился все же без споров.
На решение жюри не могло не повлиять то, что выносилось оно не полным составом. Один из членов коллегии, иранский режиссер Джафар Панахи с декабря сидит в тюрьме у себя на родине по обвинению в антиправительственной деятельности. Его пустое кресло сделали одним из символов фестиваля.
Но решение жюри невозможно считать лишь чистым политическим посланием. Абсолютным триумфатором 61-го Берлинале становится объективно сильная, берущая за душу, картина иранского режиссера Асгара Фархади «Надер и Симин: развод». Главные герои годами готовились насовсем уехать из Ирана в Европу, но Надер в последний момент решает остаться с отцом, которому внезапно стало хуже. Жена, отчаявшись его уговорить, подает на развод, и получив в суде отказ, уходит из дому. Семейная драма, помимо «Золотого медведя», получает еще и призы за лучший мужской и женский актерский ансамбли.
«Фильмы снимать сложно во всем мире, но в Иране существуют очень специфические требования и ограничения. Несмотря на это, выход всегда есть. Если вы режиссер - вы обязательно столкнетесь со множеством проблем, которые могут буквально довести вас до отчаяния. Главное - находить в таких ситуациях правильное решение и не сдаваться», - говорит сам Асгар Фархади.
Гран-при жюри Берлинале достается монохромной и практически немой картине венгра Белы Тарра «Туринская лошадь» - о кучере, его дочери и лошади, которую, согласно притче, спас от побоев философ Ницше, после чего до самой смерти ушел в себя.
Престижной награды удостоен и немецкий режиссер Ульрих Келер. Его драма «Сонная болезнь» о европейце, обрекшим себя на мучительную разлуку и отшельничество в Африке, получает награду за лучшую режиссуру.
«Это большая честь для меня - получить награду из рук жюри, состоящего из режиссеров, которых я уважаю. Лента вызвала противоречивую реакцию - мы этого ожидали. Но критика - это абсолютно нормальное явление. Я и сам очень требователен к фильмам. Если мне в кинотеатре станет скучно - я не стану досматривать ленту до конца, и я считаю справедливым, если зрители, которым моя картина не понравится, поступят таким же образом», - говорит Келер.
Без призов остался российский фильм - драма Александра Миндадзе «В субботу». Главный герой - молодой партийный активист по имени Валерий становится случайным свидетелем взрыва на Чернобыльской АЭС. Парень оказывается перед выбором: сообщить всем о катастрофе или подчиниться приказу сверху «не сеять панику». Действие картины разворачивается в первые сутки после трагедии. В ту субботу, когда в Припяти ещё мало кто догадывался о случившемся, в городе продолжалась обычная жизнь, и даже гулялись свадьбы.
Решение жюри создатели фильма встретили абсолютно спокойно. Участие в столь престижном киносмотре - это уже мощный импульс для проекта. Все мысли режиссёра ленты «В субботу» и его партнёров по проекту сейчас заняты грядущим прокатом. На российские экраны фильм выходит уже 24 марта.
| |