|
Портреты животных, древние охотники и божества. В Санкт-Петербургском манеже впервые в России открылась большая выставка наскального искусства. Организаторам пришлось проявить немалую изобретательность и показать рисунки на камне, не доставляя их при этом в Петербург.
По понятным причинам на выставке наскального рисунка самих наскальных рисунков нет. Только фотографии и перерисовки. Впрочем, восприятие от этого только выигрывает: хорошо видны все детали. Это не всегда возможно в естественной среде.
Фото, сделанные под определенным углом, в лучах заходящего или восходящего солнца, подчеркнутая рельефность. Пещерные рисунки - петроглифы - не так просты, как кажется обычному зрителю. Причем увидеть подлинники могут лишь специалисты. Хотя, по мнению ученых, эти древности заслуживают внимания широкой публики.
Искусство неолита и бронзового века, Онежское озеро, Белое море, подножие французской горы Бего. Подготовкой экспозиции занимались несколько лет, и вот, наконец, она открылась под девизом «Впервые в России».
«Организоватькачественную съемку очень сложно. Это гораздо сложнее, чем любая другая из тех археологических выставок, которые мы устраиваем», - говорит заведующий отделом палеолита Института истории материальной культуры Сергей Васильев.
Один из тех, кто взял на себя оформление большей части выставочного пространства манежа, эстонец Лойт Йыекагда. Его графические копии - это огромные полотнища, перерисовки целых групп наскальных изображений. Ручная и очень трудоемкая работа, причем выполненная не в мастерской, а в сложных полевых условиях.
«Я работаю восковым мелом. Пробовал разные техники. Это как оттиск графики, как рисунок», - говорит член эстонского и финского обществ изучения первобытного искусства Лойт Йыекагда.
Единственный, на первый взгляд, натуральный экспонат привезли из Франции - фрагмент скалы, отполированный ледником, из долины у подножия горы Бего. Но это гипсовый муляж, изготовленный с помощью лазерных технологий. Очень легкий в транспортировке. Его привез соорганизатор выставки парижский Институт палеонтологии человека. Его директор Анри де Люмлей на открытии лично провел экскурсию, подробно рассказывая и показывая, что же хотели сказать древние художники.
В Париж этот муляж уже не вернется - поедет в Мурманскую область, в музей наскального искусства «Петроглифы Канозера». Там хотят изучить новейшие технологии и тоже попытаться сделать выставочные копии богатейшей коллекции в 1200 изображений. Сейчас добраться до музейных скал - целое приключение: 15 километров по бездорожью.
«Раньше пользовались такой техникой. После прохождения по болоту там мало что оставалось целым. Сейчас мы поднимаемся вверх по течению, протаскиваем по болотам лодки», - рассказывает директор музея наскального искусства «Петроглифы» Владимир Перевалов.
Дорога к сердцу петербургской публики получилась короче и комфортнее. Труднодоступные места, где живет наскальная живопись, собрали под крышей Манежа. Авторы выставки делают публике заманчивое предложение - попробовать самим прочитать картинки на скалах. Хотя здесь ученые лукавят: ведь смысл некоторых изображений они и сами не могут расшифровать уже много десятков лет.
| |