|
Вчера в Берлине закончился 61-й международный кинофестиваль. Из столицы Германии вернулся обозреватель «Вести ФМ» Антон Долин, который подводит некоторые итоги Берлинале.
Что стоит за присуждением нескольких основных наград - начиная с «Золотого медведя» за лучший фильм, заканчивая двумя беспрецедентными коллективными «Серебряными медведями» за актерский ансамбль, мужской и женский соответственно, - картине иранца Асгара Фархади «Надер и Симин разводятся»? Со стороны кажется, что политика. Иранское кино было на пике общественного внимания в Берлине. В жюри заочно включили опального, сидящего в тюрьме на родине Джафара Панахи, а награжденный конкурсант Фархади - его коллега, товарищ и сторонник, также временно отстраненный от профессии за поддержку режиссера-политзаключенного. Но дело не только в этом. «Надер и Симин разводятся» - остросовременное, но отнюдь не политическое кино, где представлен социум в разрезе, но главное - все-таки не общественные, а психологические проблемы и вопросы. Развод двух главных героев - катализатор для целого ряда необратимых событий, развязка которых требует от каждого совершить определенный моральный выбор. Фильм смотрится крайне увлекательно, актеры играют безупречно. Неудивительно, что на этой картине сошлись все, и сошлось всё.
Это стало причиной относительного поражения: гран-при вместо главной награды, «серебро» вместо «золота», «Туринской лошади». Этот фильм выдающийся венгерский режиссер Бела Тарр уже объявил последним в своей карьере. И фильм обладает всеми свойствами шедевра, в отличие от мастерского, но все-таки не выходящего за рамки кинематографической нормы иранского произведения. «Туринская лошадь» - масштабная, монументальная метафорическая фреска о конце света, решенная на минимальном материале: трое героев, один из которых - лошадь, и всего тридцать монтажных склеек; почти полное отсутствие сюжета, повторение на экране простейших действий, - и при этом полное ощущение апокалипсиса. А главное - сложное для восприятия и очень тяжелое эмоционально кино, что, возможно, и не позволило жюри дать «Туринской лошади» самый главный приз. Правда, награда жюри критиков ФИПРЕССИ все-таки досталась Беле Тарру.
Что же случилось с российским участником - фильмом Александра Миндадзе «В субботу», который рассказывает о чернобыльской катастрофе, то есть, тоже о конце света, хоть и в миниатюре? Оценив формальное совершенство фильма, европейский зритель не понял чисто русской мотивации поступков героев, которые судорожно бьются в предсмертных конвульсиях на краю пропасти, но не решаются бежать, оторваться от коллектива, спасая свою жизнь. Очевидно, теперь вся надежда Миндадзе, снявшего выдающийся фильм, на российских зрителей: они поймут. По меньшей мере, на это хочется надеяться. Проверка адекватности отечественной публики назначена уже на март, когда в прокат должен выйти фильм «В субботу».
| |