|
На сцене Большого театра показали спектакль Азербайджанского театра оперы и балета «Семь красавиц». Музыку к балету написал выдающийся азербайджанский композитор Кара Караев. Балет поставлен по мотивам поэмы азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.
Премьера «Семи красавиц» состоялась в Азербайджанском театре оперы и балета в 1952 году. В начале 90-х спектакль исчез из репертуара. Пришли в негодность декорации, да и либретто, созданное в советское время, требовало переработки. Балет поставили снова в 2008 году. И вот теперь уже обновленные «Семь красавиц» Азербайджанского театра впервые на сцене Большого.
Азербайджанский балет поставил русский хореограф Василий Медведев. Он на сцене еще до начала репетиции. Проверяет, все ли готово, и только потом признается: приехал заранее, потому что очень волнуется. «Я ставил в Большом театре "Эсмеральду" вместе с Юрием Бурлаки. Теперь это мой балет. Ответственность огромная», - говорит Василий Медведев.
Он с гордостью рассказывает, как на премьеру в Баку два года назад приехал сам Пьер Карден и сказал: «Этот балет должен увидеть Париж!» Знаменитому кутюрье очень понравилась музыка Кара Караева. Легендарный азербайджанский композитор, выпускник Московской консерватории, ученик Дмитрия Шостаковича. «Семь красавиц» стали вершиной его творчества.
«Это музыка о вечном - о добре, о зле, о любви. Поэтому, мне кажется, что это не последняя постановка "Семи красавиц". Наверное, новые поколения будут читать ее по-новому», - считает посол Азербайджана в России, певец, композитор Полад Бюль-Бюль Оглы.
Яна Темиз сочиняет детективные романы, но так понравилась поэма азербайджанского поэта XII века Низами, что решилась написать либретто. «Это довольно сложное символическое произведение. В нем шах ищет семь красавиц, которые символизируют для него разные вещи - и любовь, и мудрость. Он находит семь красавиц и познает через них любовь, познает разные стороны жизни, строит для них семь прекрасных дворцов», - рассказывает автор либретто Яна Темиз.
Семь красавиц семи национальностей. У каждой свой танец. «Ну русская красавица - это легче всего было. А там была и византийская, и индийская, и магрибская. Я использовал фольклор, мне помогали работники театра», - говорит Василий Медведев.
Никаких пышных нарядов, красавицы - в коротких платьях или лосинах. Для художника Таира Таирова в костюме главное - удобство. Он украсил наряды стразами Swarovski. «Камней Swarovski было использовано очень много. Это ручная работа. Каждый камень отдельно нашивался на костюм, потому что приклеить его невозможно», - поясняет художник по костюмам Таир Таиров.
Главную женскую партию азербайджанской красавицы танцует Камилла Гусейнова. Солировать на сцене Большого ей еще не приходилось. В Москву приехала с дочкой. «Она меня всегда поддерживает. Когда дочка в зале, у меня пятьдесят процентов волнения уходит», - признается балерина.
После спектакля их долго не отпускают со сцены. А когда занавес, наконец, закрывается, они фотографируются на память. После единственного представления в Большом театре артисты уезжают домой.
| |