|
Композитор Леонид Десятников ушёл с должности художественного руководителя и дирижера Большого театра. Его пост в новом сезоне, скорее всего, займет Василий Синайский. Контракт с Синайским у театра пока не подписан, но утверждают, что это лишь формальности. Однако официальные комментарии последуют лишь в середине сентября. С подробностями - культурный обозреватель «Вести ФМ» Григорий Заславский.
«Вести ФМ»: Григорий, добрый день! Хотя Десятников называл себя фигурой временной, наверное, никто не ожидал, что он проработает всего один сезон?
Заславский: Всё-таки он не совсем уходит из театра. И, как сказал сегодня генеральный директор Большого Анатолий Иксанов , у Десятникова сейчас главная забота - это дописывание балета «Утраченные иллюзии» по Бальзаку. И здесь, мне кажется, для директора Большого театра принципиальное уточнение, эта работа будет происходить в Москве, то есть даже место своей постоянной дислокации Десятников не меняет. Именно поэтому этот уход скандальным, как мне тоже кажется, назвать нельзя, потому что Десятников практически поменял место жительство, хотя изначально собирался руководить Большим театром по Skype, но в итоге переехал в первопрестольную. Когда Десятников был назначен, то в эфире «Вести ФМ» он специально заметил, что его главной заботой вместе с Анатолием Иксановым будет поиск того человека, который станет главным дирижером. И как раз сейчас, накануне открытия основной сцены, которое, по плану, должно произойти осенью следующего года, очень важно было, чтобы главный дирижер и настоящий музыкальный руководитель, который будет заниматься оркестром Большого театра, всеми репетициями, появился у театра. По моей информации, поиск шел по широкому кругу кандидатур, но из тех пяти, кто составил дирижерскую коллегию Большого театра, выбор все-таки пал на Василия Синайского. Мне кажется, что это достойная кандидатура, хотя его последняя попытка сотрудничества с российскими коллективами была не очень удачной - он короткое время, напомню, руководил Государственным академическим симфоническим оркестром - это бывший Светлановский. И все-таки вот его сильное желание вернуться на какую-то постоянную работу на Родину таким образом и завершилось, так что мне кажется, к словам Анатолия Иксанова, что это плановая история, отнестись всерьез и не интерпретировать этот уход как конфликт. Еще я бы напомнил, что именно Иксанову принадлежит заслуга, именно он столько сил и эмоций в свое время потратил, защищая Десятникова от нападок, когда Большой театр выпускал оперу Десятникова и Сорокина «Дети Розенталя». Собственно, Иксанов и пригласил Десятникова, так что, мне кажется, что ничего страшного в этом нет. Сейчас тот плотно начинает работать над балетом. Если премьера его балета состоится, как и предполагается, весной следующего года, то, мне кажется, и у всех остальных не будет оснований подозревать театр в каких-то интригах и вспоминать те истории, которые случались раньше, когда, скажем, Владимир Викторович Василев узнал о том, что он уже не руководит Большим театром, кажется, из сообщения по радио.
«Вести ФМ»: Насколько эти кадровые перестановки могут быть связаны с процессом реконструкции Большого театра, которая сопровождается скандалами?
Заславский: Мне кажется, что в последнее время скандалов становится все меньше и меньше. И очень хочется, чтобы их становилось ещё меньше к открытию, потому что главным скандалом может стать и перенос с октября следующего года открытие Большого театра, но пока, вроде бы, таких угроз нет. Но руководство Большого не скрывает, что это назначение случится с началом нового сезона. Напомню, оно еще только состоится, потому что появление нового музыкального руководителя и главного дирижера Василия Синайского случится только после того, как Синайский подпишет контракт, который сейчас, насколько я знаю, у него на руках. Соответственно, появление нового музыкального руководителя связанно именно с тем, что театр начинает работать на двух площадках. И еще очень важное добавление. Совсем недавно, в конце сезона, Десятников представил, и в том числе это обсуждалось на попечительском совете Большого, концепцию творческого развития театра до 2015 года, которая составлялась в сотрудничестве Десятникова, Иксанова, каких-то других руководителей Большого театра, естественно, там же есть школа молодых исполнителей, солистов Большого. Вот вся эта работа и делалась Десятниковым. Эта программа принята и, насколько я знаю, Синайский с ней знаком. Только после того, как он согласился с этой программой, с ним и начались переговоры о контракте.
| |