|
В российский прокат вышла трагикомедия «Ты встретишь высокого незнакомца» (You Will Meet a Tall Dark Stranger) - 40-й фильм 75-летнего режиссера, сценариста, артиста и кларнетиста Вуди Аллена (Woody Allen).
Отмечая оба относительно недавних юбилея, кинообозреватель FashionTime пересмотрел все предыдущие картины выдающегося комика и великого мудреца, чтобы не без мук, но выбрать десятку лучших из них.
10 «Бродвей Дэнни Роуз» (Broadway Danny Rose), 1984 Сюжет: Собравшись в закусочной Carnegie Deli, всамделишные нью-йоркские комики делятся историями о вымышленном бродвейском импресарио по имени Дэнни Роуз; длиннее и занятнее других та, где Дэнни налаживает личную жизнь Лу Кановы, потасканного эстрадного певца, влюбившегося в femme fatale.
Вердикт: Необязательная, неотразимая и неожиданно нежная черно-белая комедия о странных и смешных обитателях нью-йоркского клубного подполья.
Лучшая строчка: «Не хочу чернить парня, но он отвратительный, бессовестный, безнравственный паршивец, и я говорю это со всем должным уважением»
9 «Мужья и жены» (Husbands and Wives), 1992 Сюжет: Одна давно женатая пара ждет в гости другую - но вместо того, чтобы выбирать ресторан, хозяева узнают, что их старые друзья решили расстаться. На протяжении следующих полутора часов все четверо - и некоторые примкнувшие - рассказывают своим психоаналитикам, что случилось потом.
Вердикт: Традиционный для Аллена блестящий анализ супружеских отношений, в которые здесь вмешиваются такие необычные подозреваемые, как Лиэм Нисон (Liam Neeson) и Джульетт Льюис (Juliette Lewis).
Лучшая строчка: «Второй закон термодинамики: рано или поздно все превращается в дерьмо».
8 «Зелиг» (Zelig), 1983
Сюжет: Леонард Зелиг - человек-хамелеон, до того жаждавший понравиться окружающим, что научившийся под них мимикрировать, превращаясь то в негра, то в китайца, то в летчика, то в бейсболиста - не говоря уже о таких мелочах, как политические взгляды или вероисповедание.
Вердикт: Виртуозная стилизация под довоенные документальные хроники - уморительная и поучительная история о древних, как мир, взаимоотношениях общества и сотворенных им кумиров.
Лучшая строчка: «Он занимал и задевал людей за живое - возможно, так, как им не нравилось быть задетыми»
7 «Сенсация» (Scoop), 2006 Сюжет: Юная журналистка (Скарлетт Йоханссон) и пожилой фокусник (сам Вуди в своей, может статься, последней роли) расследуют предположительную сенсацию века: недавно скончавшаяся акула пера сообщает им с того света, что богатый и уважаемый английский лорд, возможно, является серийным убийцей.
Вердикт: Искрометная безделица о парочке американских евреев в аристократическом Лондоне - один из самых смешных и, если присмотреться, умных фильмов Аллена.
Лучшая строчка: «Я был рожден в иудейском вероисповедании, но, повзрослев, обратился в нарциссизм»
6 «Любовь и смерть» (Love and Death), 1975
Сюжет: Борис Грушенко, дворянин, трус и пацифист, хочет жениться на начитанной кузине Соне, но уходит воевать с Наполеоном. Соблазняет даму из высшего общества, но нарывается на дуэль. И, в конечном счете, объегоривает всех, включая Соню, но надуть смерть не в силах.
Вердикт: Ранний Вуди в наилучшем виде - вдохновляющийся Бергманом, братьями Маркс и русской литературной классикой, гомерически смешной и сообщающий за 85 минут больше, чем иные - за всю карьеру.
Лучшая строчка: «В конце концов, есть вещи похуже смерти. Проведите вечер со страховым агентом - и вы поймете, о чем я»
5 «Пурпурная роза Каира» (The Purple Rose of Cairo), 1985
Сюжет: Сесилия - наивная дурочка, чью жизнь с нелюбимым мужем в годы Великой депрессии скрашивают лишь ежедневные побеги в ближайший кинотеатр. Так продолжается, пока сердца Сесилии не начинают добиваться сбежавший с большого экрана романтический герой и сорвавшийся из Голливуда актер, его сыгравший.
Вердикт: Красивая и безжалостная эскапистская сказка про великую силу кинематографа - один из самых оригинальных сценариев Аллена.
Лучшая строчка: «Я повстречала чудесного мужчину. Он вымышленный, но нельзя же иметь все»
4 «Манхэттен» (Manhattan), 1979
Сюжет: 42-летний, дважды разведенный Исаак бросает герлфренд (внучка Хемингуэя Мэриел в заслуженно номинированной на «Оскар» роли умненькой школьницы) ради экс-любовницы лучшего друга, а работу телевизионным сценаристом - чтобы написать роман. Книгу, однако, быстрее напишет его бывшая жена - ушедшая от него к другой женщине.
Вердикт: Снятое под музыку Гершвина любовное послание Нью-Йорку вызывает у автора странную идиосинкразию, но остается одним из самых успешных, высоко оцененных и, чего уж там, лучших его фильмов.
Лучшая строчка: «Знаешь, у тебя так много знакомых гениев. Тебе стоит пообщаться с тупицами - может, научишься чем-нибудь»
3 «Вики Кристина Барселона» (Vicky Cristina Barcelona), 2008
Сюжет: Две подруги-американки, серьезная брюнетка Вики и легкомысленная блондинка Кристина, приезжают на летние каникулы в Барселону: одна - писать кандидатскую, вторая - отдохнуть от мужиков. Планы обеих идут псу под хвост, когда на горизонте возникает испанский мачо Хуан-Антонио с интересным предложением. Вердикт: Душераздирающая трагедия, гениально притворившаяся курортным романом, - сюжет из дешевого порнофильма Вуди превратил в полтора часа чистого, незамутненного счастья.
Лучшая строчка: «Говори по-английски»
2 «Энни Холл» (Annie Hall), 1977
Сюжет: Энни Холл - девушка, раскрашивающая яркими красками жизнь нью-йоркского невротика и умеренно успешного комика Элви Сингера. Энни и Элви встречаются и расстаются, ссорятся и мирятся, эпизодически навещают друг друга в прошлом - чтобы, в конце концов, прийти к важному выводу.
Вердикт: Умная и красивая романтическая комедия, награжденная «Оскарами» за лучший фильм, режиссуру, оригинальный сценарий и главную женскую роль; повсеместно признаваемая главным достижением Вуди поворотная точка его карьеры.
Лучшая строчка: «Отношения - как акула. Они должны двигаться вперед - или они умрут. И, по-моему, сейчас у нас на руках мертвая акула»
1 «Матч-пойнт» (Match Point), 2005
Сюжет: Теннисный мячик задевает сетку и решает, на какую сторону корта ему упасть. Теннисный тренер из простой семьи задевает круг лондонской знати и, в отличие от мячика, не раздумывает ни секунды: он хочет и все - и богатую жену, и сексапильную любовницу, и больно обжечься, и выйти сухим из воды.
Вердикт: Первая картина Вуди, снятая не в обожаемом режиссером Нью-Йорке; самый неожиданный и самый совершенный его фильм - эффектная, энергичная и очень серьезная драма, главный герой которого не зря читает «Преступление и наказание». Помимо прочего - ударный старт исключительно плодотворного для обоих сотрудничества Аллена и Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson).
Лучшая строчка: «Человек, сказавший "Лучше я буду везучим, чем хорошим", был глубоко прав»
Кое-что еще: 10 фильмов Вуди Аллена, немного промахнувшихся мимо Топ-10
«Сексуальная комедия в летнюю ночь» (A Midsummer Night’s Sex Comedy), 1982 «Ханна и ее сестры» (Hanna and Her Sisters), 1986 «Другая женщина» (Another Woman), 1988 «Преступления и проступки» (Crimes and Misdemeanors), 1989 «Пули над Бродвеем» (Bullets over Broadway), 1994 «Разбирая Гарри» (Deconstructing Harry), 1997 «Сладкий и гадкий» (Sweet and Lowdown), 1999 «Мелкие мошенники» (Small Time Crooks), 2000 «Проклятие нефритового скорпиона» (The Curse of the Jade Scorpion), 2001 «Будь что будет» (Whatever Works), 2009
| |