|
Россия не собирается участвовать в процессе нормализации армяно-турецких отношений. Как сообщили российские дипломатические источники, для нормализации отношений между Ереваном и Анкарой уже существуют Протоколы, на церемонии подписания которых присутствовал также представитель России.
По их словам, официальная Москва неоднократно на уровне президента, премьер-министра и главы МИД России заявляла, что поддерживает армяно-турецкие Протоколы и считает, что единственный путь урегулирования отношений между Арменией и Турцией - ратификация этих документов парламентами двух стран («PanARMENIAN.Net»).
Ранее ряд СМИ распространили информацию, согласно которой, замглавы МИД России и Турции Григорий Карасин и Феридун Синирлиоглу в Москве обсуждали возможность проведения встречи между армянскими и турецкими дипломатами. Согласно информации СМИ, с этой целью замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин недавно побывал в Ереване, где обсудил этот вопрос с армянской стороной. С этой же целью, в Ереван 23 февраля приезжает первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг, который проведет встречи с президентом Сержем Саркисяном и министром иностранных дел Эдвардом Налбадяном. Кстати, Джеймс Стейнберг прибудет в столицу Азербайджана 24 февраля, но уже из Тбилиси, сообщило американское посольство в Баку. Стейнберга в его региональном турне будет сопровождать помощник госсекретаря Филипп Гордон. Далее уже 25 февраля президент Армении отправится с рабочим визитом в Санкт-Петербург, где предусмотрена встреча главы армянского государства с президентом России Дмитрием Медведевым. И, наконец, 5 марта состоится очередная трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, России и Армении в городе Сочи. Спустя неделю после этой встречи Москву посетит премьер-министр Турции Раджаб Тайип Эрдоган. Начнем с того, что все эти предстоящие визиты дают основания полагать, что будет предпринята попытка реанимировать переговорный процесс, который после Астанинского саммита ОБСЕ находится в стагнации, но не только. В соседних с Южным Кавказом странах происходят процессы, которые тем или иным образом воздействуют на регион: арабский мир охвачен революцией, мятежом, бунтом. С другой стороны, Москва в ближайшее время собирается организовать встречу армянских и турецких дипломатов. Как стало известно из турецких дипломатических источников, встречу турецких и армянских дипломатов планируется провести в Москве в марте 2011 года. Турецкая сторона, как известно, ставит условие для полнейшей нормализации отношений с Арменией урегулирование карабахской проблемы. Турция якобы уже информировала азербайджанскую сторону о предстоящей встрече. В начале февраля Баку посетил глава турецкой разведки Хакан Фидан, который в ходе встречи с руководством Азербайджана изложил суть предстоящих переговоров в Москве. Одним словом, на лицо попытка активизации решения проблемы Нагорного Карабаха на фоне урегулирования турецко-армянских отношений. В чем проблема? Дело в том, что для нормализации армяно-турецких отношений для Турции необходим минимальный прогресс, хотя бы в виде освобождения хотя бы части оккупированных азербайджанских территорий. Армения для начала процесса освобождения оккупированных территорий Азербайджана, требует предопределения окончательного статуса Нагорного Карабаха, как независимого государства. С этим, в свою очередь, никогда не согласится Азербайджан. Все это означает, что никакого прогресса в ближайшей перспективе в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха, и, как следствие, в нормализации отношений между Турцией и Арменией ждать не стоит, как не стоит ожидать и изменения позиций Армении и Азербайджана в данном вопросе, по крайней мере, на данном этапе. Но, несмотря на это, переговоры все же следует реанимировать. Дело в том, что существующий на данный момент статус-кво по конфликтам на Южном Кавказе может резко измениться. Это, прежде всего, по различным причинам не выгодно, ни Турции, ни России, ни США. Ни одна из этих стран, в одиночку не готова и не способна предпринимать каких-либо определенных шагов, которые могли бы изменить существующий статус-кво в регионе в свою пользу. Кого не устраивает существующий статус-кво, так это Азербайджан. Безусловно, официальный Баку не могут устраивать бесперспективные переговоры, проводимые в формате Минской Группы ОБСЕ. Или Азербайджан должен начать боевые действия по освобождению оккупированных территорий, или же перевести обсуждение данного вопроса в другие международные инстанции, прежде всего в Совет Безопасности ООН. Решение проблемы путем первого варианта предусматривает не только военное превосходство, но и согласия ведущих международных силовых центров. Более действенен второй вариант, который предусматривает необходимость дипломатической поддержки позиции Азербайджана со стороны постоянных членов Совбеза ООН. Правда, и тут могут возникнуть проблемы в связи с тем, что какая-нибудь страна может воспользоваться своим правом на вето. Но тогда, мы хотя бы узнаем кто нам друг, а кто враг, и действовать согласно сложившимся новым реалиям.
Тогрул Велиханлы
| |