О самых острых проблемах во взаимоотношениях между СО РАН и муниципалитетом Сибкрай.ru рассказал главный ученый секретарь СО РАН член-корреспондент РАН, депутат Совета депутатов города Николай Ляхов.
- Николай Захарович, вы уже почти год являетесь депутатом Совета депутатов города. Можно подвести первые итоги вашей деятельности?
- Всем хочется каких-то крупных итогов, например, в виде построенных домов. Но это иллюзия, потому что работа депутата - это деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы города. А для избирателей депутат - это представитель власти здесь, на месте. И к нему стекаются все проблемы. И очень часто люди даже не пытаются решить их с администрацией, уж точно не ходят в суд, а сразу идут к депутату или в приемную Путина. Я это знаю, потому что депутаты раз в месяц дежурят в приемной Путина, и я там тоже сталкивался с тем, что люди стараются обратиться сразу куда-нибудь повыше. А главный итог прошедшего года это то, что СО РАН в моем лице получило неограниченный доступ к информации о работе мэрии. Раньше мы могли думать об этом что угодно, а сегодня, имея на руках все цифры, зная людей, вся информация о деятельности мэрии у нас «на блюдечке». И мы не можем сказать, мэру, или начальникам департаментов: «вы про нас забыли», мы видим, что они про нас помнят. Но ничего сделать не могут. Или наоборот, что-то сделали. Это очень важно. То, что мэр в прошлом году говорил про ремонт дорог в Советском районе - это правда. Я вижу, что из выделенных на это средств, никто не пытался «отщипнуть кусочек» в чью-то пользу, выделили денег - сколько могли. Что был сделан шаг навстречу, потому что на тот момент дороги были еще не оформлены в собственность мэрии. И мэрия тоже начала понимать наши проблемы - садики, больницы, Дом культуры. Мы столкнулись с тем, что объект передать можем, как это произошло с дорогами. А землю - нет. Мы готовы, мы подписали все документы. А Росимущество тормозит. Муниципалитет видит, что это не наши происки, а реальность, и за решение проблемы нужно бороться совместными усилиями. Конфронтация всегда неконструктивна. И если мы это поймем, и выстроим систему взаимодействия, причем речь идет о планировании на 5-10 лет вперед, всем от этого станет только лучше. Для этого председатель СО РАН академик Александр Асеев и мэр Новосибирска Владимир Городецкий переподписали соглашение о Наблюдательном совете, куда на равных входят представители СО РАН и города. В рамках Совета созданы рабочие группы для решения наиболее актуальных проблем: дорог, здравоохранения, коммунального хозяйства. И в каждом случае ищутся оптимальные пути их решения. Где-то мы просто передаем объекты города, как это произошло с детской поликлиникой. Недавно передали взрослую поликлинику. Мы не всегда довольны тем, что с этими объектами происходит после. Но мы понимаем, что и сами сделать больше не можем.
- А почему ЦКБ СО РАН не отдаете муниципалитету?
- По той же самой причине. Если бы мы были уверены, что передадим, и там сразу станет лучше - завтра бы отдали. Мы отдали городу поликлинику на Морском проспекте. Буквально на днях мне сообщили, что там нет рентген-кабинета. Убрали. Теперь, чтобы сделать рентген нужно ехать на Шлюз. У города свои законы, и неважно, что с Верхней зоны до Шлюза нужно добираться на транспорте. Это не пять минут пройти. По нормативу на 50 тысяч жителей должен быть один рентгеновский аппарат. И все.
А по ЦКБ я хочу сказать - у нас же есть ресурс федеральный, мы же деньги под нее получаем. Ну, отдадим, и лишимся 250 миллионов рублей в год, которые мы тратим сегодня на ЦКБ. Где их взять? Сегодня городской бюджет на 2011 год принят с дефицитом 300 миллионов рублей. Сегодня отдадим, а завтра оттуда разбегутся люди от того, что упала зарплата, поскольку в муниципальных медучреждениях иная система оплаты труда. А у нас там работают врачи высшей категории, кандидаты наук. Горздрав скажет: «Зачем нам в районной больнице кандидаты наук?»
Мы понимаем - как только мы передадим ЦКБ СО РАН муниципалитету, она сразу превратится просто в районную больницу. И еще один момент: это в городе, если ты не попал в одну поликлинику, можно пойти в другую, и тебе там окажут необходимую помощь. Не бесплатно, так за деньги. А у нас даже это затруднительно, в районе очень мало лечебных учреждений. Или еще - люди возмущаются по поводу Центра новых медицинских технологий. Но там лечат людей. Людей, которым в принципе некуда больше податься. Для них ЦНМТ - последняя надежда. Да, лечат за деньги, но ведь лечат! Вот недавно был случай, когда человеку в любом другом медучреждении отрезали бы обе ноги. В ЦНМТ его вылечили, он сейчас нормально ходит. Там собраны уникальные методики, их надо распространять, а не протестовать против существования центра.
Мы хотим убедить город в другом - не отбирать больницу, а искать варианты совместной работы по улучшению ситуации. Но пока, к сожалению, это не удается. Я выступал на заседании комиссии Совета депутатов по социальному развитию. Сейчас мы открыли детское отделение после ремонта, откроем реанимацию. Но это только частично снимет напряжение. Инфекционного отделения у нас нет, хирургии нет. Нужно продолжать плановый ремонт взрослого отделения. Моя позиция, как депутата, простая - мы должны сделать на базе ЦКБ высоконаучное подразделение, больницу, основанную на самых передовых технологиях.
Есть и еще один нюанс, из-за которого сейчас нет смысла ставить вопрос о передаче. С 2012 года вводится новая система медицинского страхования. Все медучреждения будут получать деньги через ФОМС, финансирование будет одноканальным. И уже разницы никакой не будет.
- Николай Захарович, еще одна больная тема - рост тарифов на воду в Советском районе.
- Здесь очень непростая история. Фактически, рост тарифов на воду произошел из-за отмены перекрестного субсидирования. Но у жителей возникает вопрос: почему отменили для всех, но в городе вода стоит 11,47 рублей за кубометр, а в Академгородке 18,3 рублей. Вот смотрите, в стоимость воды входит ее подготовка и транспортировка от станции водозабора до потребителя. Так вот, в городе транспортировка стоит 3,9 рубля, все остальное - водоподготовка. Если мы покупаем воду у Горводоканала, но доставляем ее сами, мы должны платить на 3.9 рубля дешевле. И добавлять стоимость своей транспортировки. Она дороже, это правда, но дороже всего на рубль. А у нас получается, что жители Советского района за транспортировку воды платят дважды. Есть и еще один нюанс - у нас две трети воды - речная, а оставшаяся треть - скважинная, она стоит уже 18 рублей за кубометр. Этот фактор тоже сказывается на конечном тарифе. Но если бы мы правильно все сосчитали, такого большого роста тарифа не было бы. Стоимость воды составила бы порядка 12 рублей.
- Но вот начальник департамента экономики и финансов мэрии Ольга Молчанова, говорила, что если бы СО РАН передало водозабор и сети муниципалитету, была бы создана единая водоснабжающая организация, и тарифы в Советском районе были такими же, как и по всему Новосибирску.
- А чего ради? Что бы от этого изменилось? Такие заявления означают только то, что и у них цена не натуральная, и у нас не натуральная. Я еще год назад, когда не было требования отменить перекрестное субсидирование, обращался в городскую счетную палату с просьбой разобраться, почему мы вынуждены платить за транспортировку воды - услугу, которую нам не оказывают. Более того, бесплатно оказываем эту услугу сами, потому что в нашу трубу есть три врезки - в районе Разъезда-Иня, на Первомайке и в Матвеевке. Счетная палата отказалась это делать, поскольку не ее компетенция. Кстати, ГУП «УЭВ СО РАН» сейчас подал в Арбитражный суд на муниципалитет за эти 3,9 рубля в пользу жителей Академгородка.