|
«Мегафон» проиграл суд пенсионерке, накачавшей в роуминге сериалов на 1 млн рублей. Это тревожный сигнал для телекоммуникационных компаний: ранее суды в таких делах всегда были на стороне истца, предупреждают отраслевые юристы.
Ленинский районный суд Владимира отклонил ходатайство оператора сотовой связи «Мегафон» о взыскании с пенсионерки Галины Пустынской более 1 млн. рублей. Компания требовала компенсировать расходы за скачивание нескольких серий сериала «Интерны» с помощью 3G-модема в международном роуминге. Зять и дочь Роман и Анна Симоновы пользовались устройством с siм-картой, зарегистрированной на ответчика, во время свадебного путешествия на Крит. Через несколько дней после возвращения из-за границы Пустынская получила счет от «Мегафона. По словам адвоката Пустынской, при нахождении в международном роуминге средства расчеты оператора с ответчиком шли по кредитной схеме, на что абонент не давал согласие. Модем скачивал контент и при отрицательном балансе, а данные о расходах средств на счете пришли с опозданием более чем на сутки.
"Договор об оказании услуг заключен в соответствии с законодательством, услуги были оказаны, за них обязаны заплатить", - заявила "Газете.Ru" пресс-секретарь "Мегафона" Татьяна Иванова. Представитель "Мегафона" уточнила, что услуги по договору с Пустынской оказывал греческий оператор Wind Hellas. 90% суммы иска "Мегафона" составляли его выплаты Wind на 890 тыс. рублей, эти документы были представлены в суд, добавляет директор по связям с общественностью "Мегафон" Петр Лидов. "Мегафон" несколько раз предлагал ответчику подписать мировое соглашение, его сумма не раскрывается, добавляет он. "Мы готовы были в несколько раз снижать сумму иска", - говорит Лидов: компания понимает, что "люди сделали это не специально, а также то, что ответчик - пенсионер с невысоким уровнем дохода".
Но суд отклонил ходатайство "Мегафона". О победе в суде Роман Симонов написал на своей страничке в Живом Журнале. Представитель "Мегафона" заявил "Газете.Ru", что компания не согласна с решением суда и будет его обжаловать.
Отказ суда в удовлетворении ходатайства оператора о взыскании задолженности - первый в отрасли, говорит эксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов. По его словам, это тревожный сигнал для телекоммуникационных компаний. "Ранее суды в таких делах всегда были на стороне истца. Сейчас количество пользователей смартфонов растет и масштаб проблемы будет расти", - предупреждает он.
Решение по иску "Мегафона" не обязывает другие суды его применять: в России не прецедентное право, напоминает Антон Богатов. Рассмотрение дел о предоставлении услуг связи с участием третьей стороны - иностранного оператора - затруднено пробелами в российском законодательстве. По словам Антона Богатова проблемы две - отсутствие понятия "услуга связи в роуминге" и невозможность оценить объем предоставленных в роуминге услуг. "Услуги в роуминге предоставляет иностранный оператор, но российские операторы взыскивают возникающую задолженность от себя. Подтвердить объем задолженности нельзя", - пояснил эксперт.
Антон Богатов рекомендует абонентам внимательнее читать договор об оказании услуг. "Особенно те пункты, которые написаны мелким шрифтом", - добавил Роман Симонов, выходя из зала суда.
Абоненты другие операторы "большой тройки" также получали крупные счета за связь. Так, в августе 2010 года гендиректор риелторского агентства Penny Lane Realty Георгий Дзагуров обвинил сотового оператора "Вымпелком" ("Билайн") в "вымогательстве" полумиллиона рублей у одной из сотрудниц компании. В начале 2010 года она отдыхала вместе со своим сыном в Египте. К ее рабочему телефону оказалась "по умолчанию" подключена услуга международного роуминга и мобильного GPRS-интернета, хотя Дзагуров настаивал, что никто и никогда не заказывал данных услуг. Сын сотрудницы воспользовался ее телефоном iPhone, поиграв 4 часа в онлайн-игры. Такой же объем трафика, отмечал Дзагуров, израсходованный в Москве, стоит 139 рублей. Но в роуминге счет составил 522 тысячи рублей. Не избежал скандалов и МТС. Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" недавно встало на защиту абонента оператора, который, приехав из-за границы, получил счет из компании на 700 000 рублей за разговоры и пользование интернетом.
19 января МТС первым из "большой тройки" установил лимит кредитования на GPRS-трафик в международном и внутрироссийском роуминге. Абонент МТС, находясь за границей, может наговорить в кредит лишь на 35 000 руб. При достижении лимита на трафик GPRS МТС "ограничит или приостановит оказание услуг и/или выставит внеочередной счет за фактически оказанные услуги".
В конце января в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает, что абонент российского сотового оператора не может задолжать оператору за услуги в роуминге более 3 тысяч рублей в месяц. Аналогичные нормы установлены в Евросоюзе, говорил инициатор документа сенатор Виктор Евтухов: европейские компании отключают услуги связи в роуминге при превышении лимита на 50 евро. Но представитель "Вымпелкома" отрицал наличие технической возможности для введения такого ограничения: биллинг иностранных операторах не рассчитывается в рублях. По словам Евтухова, необходимо внести поправки в законодательство, это избавит абонентов от многотысячных затрат по счетам и от вступления в длительные и дорогостоящие тяжбы с операторами.
Владислав Новый, Екатерина Геращенко
| |