|
Цены на нефть стремительно растут из-за напряженности на Ближнем Востоке. Баррель WTI перешагнул рубеж $100, стоимость Brent приблизилась к $120 за баррель. Беспорядками охвачены крупные арабские страны - поставщики углеводородов. Что ждет нефтяной рынок, Вести.Ru спросили у экспертов.
Растущая мировая инфляция и финансовая нестабильность подстегнули цены на сырье и товарные активы: дорожают углеводороды, драгоценные и промышленные металлы. На крупнейших мировых товарных биржах почти каждый день отмечают новые рекорды цен на нефть, золото, серебро, кофе, какао, хлопок, зерно и другие товары.
В последние недели на стоимость сырья особенно влияют политические волнения в арабском мире. Так, на рынке драгметаллов абсолютным лидером стало серебро, стоимость которого за последние семь торговых сессий выросла на 10% - до $34,31 за унцию. С середины 2010 года цена на хлопок выросла на 167% - с $0,8 до $2,1 за фунт, а с начала 2011 года хлопок подорожал на 49%. Особого внимания заслуживают зерновые культуры, которые за последний год подорожали на 50-200%.
Не остался в стороне и рынок нефти. Волнения в Египте и возникшие опасения по поводу работы Суэцкого канала, а затем и беспорядки в Ливии и других арабских странах привели к тому, что цены на нефть впервые за последние два с половиной года превысили рубеж $120 за баррель (смесь Brent). Что ждет нефтяной рынок, если волнения на Ближнем Востоке продолжатся?
«Ничего хорошего. В случае расширения конфликта, например, в Ливии, экспорт нефти из этой страны может полностью остановиться. Речь идет о 2% мирового объема добычи. Добавим к этому возможные перебои с поставками углеводородов из Алжира, где обстановка также не совсем спокойна, а также поступающие тревожные сигналы из Саудовской Аравии, и цифра в $200 за баррель покажется вполне реальной», - пояснил Вестям.Ru аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
Впервые в мировой истории удорожание сырьевых активов приобрело самоподдерживающийся эффект: рост цен на продовольствие привел к массовым волнениям в арабских странах-импортерах зерна, которые одновременно являются крупными экспортерами углеводородов.
В итоге, беспорядки в этих государствах приводят к перебоям в поставках нефти, толкая цены на углеводороды вверх. А удорожание энергоресурсов лишь усиливает давление на продовольственные цены, и так по замкнутому кругу, подчеркнул Вязовский.
Высокие цены на нефть и продукты питания приводят к тому, что массовые протесты населения уже отмечены в Индии и Северной Корее. А это вкупе с населением арабских стран составляет почти половину населения Земли.
Власти многих стран крайне озабочены таким развитием событий. «Нужно что-то делать. Вполне возможно, заканчивается эпоха дешевых денег. И уже в ближайшее время крупнейшие центробанки мира начнут активно повышать процентные ставки, пытаясь сдержать стремительный рост цен», - считает Вязовский.
Возможно, меньшее количество свободных денег на рынках позволит «охладить» биржевой пыл инвесторов, и цены на сырье начнут снижаться. Есть и такой прогноз.
Однако нефтяной рынок - особенный. «Возврат народу доходов от продажи нефти во многих ближневосточных странах маловероятен. Все доходы присваивает местная олигархия. Система работает только в одну сторону - на изъятие. А увеличение прямых социальных обязательств (пенсий, зарплат бюджетников) приводит к росту инфляции, которая выливается в еще больший рост цен на продукты питания, что, в свою очередь, ведет к росту протестных настроений», - отметил Вязовский. Вслед за этим вновь дорожает нефть.
Так замыкается новый круг удорожания нефти. Поэтому ее стоимость может расти до любых величин, в зависимости от того, на каком витке мировой истории произойдет финальный сбой. Будет ли это $100-150-200 за баррель - трудно сказать, но в ближайшее время нефть будет дорожать.
«Этот замкнутый круг в условиях глобализации может разорвать лишь крупнейший эмиссионный центр - ФРС США. Никакие внутренние протекционистские меры, как показывает пример Китая, не помогают. Подъем процентных ставок, увеличение норм резервирования, ограничения во внешней торговле, например, запреты на вывоз зерна, не помогли защитить страны от экспорта американской инфляции», - подчеркнул Вязовский.
Поэтому вопрос о ценах на нефть носит скорее геополитический, а не экономический характер. Даже соотношение спроса и предложения начинает играть второстепенную роль. В конце концов, при дорогом бензине среднестатистический европеец или китаец могут пересесть на велосипед, а вот чем накормить многомиллионное арабское население?
«Но самое важное в нынешних событиях вот что. Это момент истины для мировой нефтяной "элиты". Западные страны в стремлении выжить любой ценой впервые так открыто предали ближневосточных правителей. Обнимались на саммитах с президентами Туниса, Алжира, Египта. Кадаффи многое простили ради нефти. А чуть начались волнения - Запад арестовал все средства на счетах этих правителей и присвоил деньги под предлогом конфискации как незаконно нажитые. Таким образом, деньги осели в западных банках, назад в арабские страны не вернулись. Речь идет о десятках миллиардов долларов», - подчеркнул Вязовский.
А ведь именно недостаток валюты для закупки продовольствия и дороговизна продуктов питания вызвали в этих странах беспорядки. Не случайно крупнейшая ближневосточная монархия и экспортер нефти - Саудовская Аравия - срочно принимает меры к недопущению народных волнений. Власти Саудовской Аравии объявили о предоставлении гражданам помощи на сумму $36 млрд. Помощь адресована молодым безработным гражданам и многодетным семьям и предусматривает повышение зарплаты малоимущим, выдачу пособий безработным и помощь многодетным семьям с жильем.
Если Саудовская Аравия решит вдобавок резко увеличить добычу нефти, то цены могут пойти вниз. До какого уровня - вопрос открытый, слишком много в мире слагаемых, считает эксперт.
«Основной причиной стремительного роста цен на нефть сейчас является напряженность на Ближнем Востоке и опасения, что массовые народные волнения могут затронуть Саудовскую Аравию и Иран - одних из крупнейших мировых производителей нефти. Их доля в мировом нефтяном балансе составляет 12% и 6% соответственно. В этом случае на рынке возникнет значительный дефицит нефти», - пояснил Вестям.Ru аналитик «Банка Москвы» Денис Борисов.
Кроме того, сохраняющийся избыток ликвидности в мире приводит к появлению на сырьевых рынках значительного объема «горячих денег», что вызывает спекулятивный рост цен на сырье.
Любые предсказания относительно уровня цен, а также уровня, с которого может начаться коррекция, абсолютно неточны, это гадание на «кофейной гуще», считает Борисов.
«Если волнения на Ближнем Востоке ограничатся Тунисом, Ливией, Египтом и Алжиром, то существенных дисбалансов между мировым спросом и предложением на нефтяном рынке не возникнет, а значит, основное влияние на котировки нефти Brent вновь будет оказывать уровень предельных маржинальных издержек - порядка $85 за баррель», - отметил эксперт.
По его оценке, каждый дополнительный доллар в цене на нефть свыше уровня $25 за баррель приносит нефтедобывающим компаниям лишь $0,13-0,30 в зависимости от структуры продаж. Остальную часть изымают в виде налогов.
Нефтяным компаниям высокие цены на нефть сейчас не выгодны, поскольку сокращается спрос. А вот государствам-производителям - наоборот. Как следствие, именно государство является основной стороной, выигравшей от сложившейся конъюнктуры. Так, при высоких ценах на нефть Россия может закончить год с бездефицитным бюджетом, подчеркнул Борисов.
«За повышением мировых цен на нефть потянется и рост цен на внутреннем российском рынке, от чего выиграют все российские нефтяные компании. Это может также повлечь за собой рост внутренних цен на нефтепродукты, с которым так упорно борется ФАС», - пояснила Вестям.Ru аналитик ФК «Уралсиб Кэпитал» Юлия Новиченкова. По ее оценке, цена на нефть (WTI) не поднимется выше $120 за баррель, а если и поднимется, то на короткий срок. «В противном случае, мы можем получить очередной пузырь, чего, я уверена, мировой рынок не хочет», - заключила Новиченкова.
| |