|
В скором времени вместо одного вида электронной цифровой подписи будут действовать сразу три. В Госдуме сегодня - второе основное чтение нового законопроекта.
Он должен устранить все недостатки действующего Федерального закона и стать основой функционирования электронного правительства. Корреспондент «Вести ФМ» Инесса Алексеева вникала в детали.
Электронный документ вместо бумажного и прочие новейшие информационные технологии в предоставлении госуслуг. С этой целью депутаты хотят реанимировать электронную подпись. В идеале она должна освободить граждан от личного общения с чиновниками. Но пока у нас ее используют ничтожно мало: по оценкам экспертов, не более миллиона человек, в основном - предприниматели.
С помощью цифрового автографа они подают отчёты в налоговые инспекции и подписывают договоры. Для сравнения, в Европе - более 70% населения активно пользуются электронной подписью.
Основная проблема у нас состоит в том, что действующий закон, который принимали еще в 2002 году, допускает использование единственной технологии, так называемых «ассиметричных ключей». Это уже устарело, поясняет председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев:
«Ну представьте себе подпись, удостоверяющую перечисление денежных средств. Мы помним то время, когда так называемая авизо позволила по сути разграбить бюджет страны безнаказанно для многих. Этого не должно повториться, а значит встает вопрос защищенности. Подпись должна быть удостоверена. Поэтому должны быть центры, которые бы это делали на отправке этой подписи и на ее приеме».
Законопроект, кстати, говорит об ответственности подобных центров, а также вместо одного вида электронной подписи предлагает сразу три. Простую, усиленную и квалифицированную. У каждой из них - своя степень надежности и сфера применения. Разницу объясняет Георгий Афанасьев, гендиректор компании E-key, которая занимается сертификацией электронных подписей:
«Предельно защищённые технологии относятся только к квалифицированной подписи, где будут обязательно использоваться квалифицированные криптографические алгоритмы, и только лицензированные организации могут с этим работать. Второй вариант - усиленная подпись - будет идентифицировать подписавшего и давать документу юридическую значимость. Третий вариант будет использоваться только для взаимодействия с органами государственной власти».
Эксперты отмечают, что даже после принятия закона в новой редакции, россияне вряд ли сломя голову бросятся обзаводиться собственной цифровой подписью: играет свою роль консерватизм наших граждан и тот факт, что за обладание электронным автографом нужно платить. Сейчас это обходится от 300 до 3000 рублей за ключ в год. Дополнительно нужно приобрести компьютерное обеспечение. Но и новый законопроект не без недоработок, отмечает Владимир Васильев:
«Многие сейчас используют те же системы, которые используются за рубежом. Понятно, что никто из производителей нас не будет допускать к своей системе защиты. У нас есть своя отечественная система "Криптографика", которая способна и готова решать эти вопросы, но соединить эти системы - импортную и отечественную - тоже непросто».
Впрочем, самая важная для пользователей информация содержится всего в одной строчке законопроекта: все сертификаты ключей электронной подписи, выданные по старым правилам, можно применять, пока не истечет срок их действия. Так что тем, кто сдает электронную отчетность, беспокоиться пока не о чем: менять сертификаты в «пожарном» порядке не надо.
| |