|
В последнее время отечественные автолюбители заметили снижение розничных цен на бензин. По оценкам аналитиков, в феврале стоимость бензина на АЗС в среднем по России снизилась на 3-4%.
Эта тенденция, безусловно, приятна для всех потребителей, особенно в связи с тем, что конъюнктура мирового рынка - рост стоимости барреля нефти, перевалившей за 100 долларов, - вроде бы должна заставлять розничные цены ползти вверх. Но факт остается фактом: литр бензина Аи-92 и Аи-95 сегодня стоит в среднем на рубль дешевле, чем в конце января этого года.
Очевидно, что причиной такого снижения явились заявления премьер-министра Владимира Путина, сделанные 9 февраля на совещании, посвященном результатам работы ТЭК в 2010 году. Глава кабинета министров особо отметил необходимость стабилизации цен на розничном топливном рынке. Ведущие эксперты отрасли разделяют озабоченность премьера.
«Если взять среднестатистическую российскую семью из 4 человек со средним доходом 17 тысяч рублей в месяц, то, если в этой семье есть машина, мы увидим, что около 10% семейного бюджета тратится на бензин. Разве это возможно? На мой взгляд, здесь нужна четкая линия государства», - считает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. По его словам, стоимость бензина сегодня становится все больше социальной проблемой, поскольку для большинства россиян машина давно уже стала не роскошью, а средством заработка.
Тот факт, что одной из основных задач нефтяного бизнеса также является необходимость не словом, но делом демонстрировать социальную ответственность, сегодня признают и сами нефтяники. «Для ТНК-ВР социальная ответственность - не только своевременная выплата всех налогов в федеральный и региональный бюджеты, а это огромные суммы, но и помощь социально незащищенным жителям территорий, где работают наши подразделения, - отмечают в руководстве ТНК-ВР. - Только за 2010 год социальные инвестиции компании превысили 1,4 млрд рублей».
Все более социально ориентированной оказывается и ценовая политика нефтяников. Так, с 7 по 18 февраля литр бензина Нормаль-80 на АЗС подешевел на 0,53 рубля, Регуляр-92 - на 0,97 рубля, Премиум-95 - на 0,79 рубля. В частности, ТНК-ВР в феврале снизила розничные цены на зимнее дизельное топливо в среднем на 1,6-1,8 рубля за литр, а также розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 в среднем на 1 рубль.
Вместе с тем аналитики нефтяного рынка сегодня сходятся в одном: экономическая ситуация и в России, и в мире не позволит ценам на бензин продолжить снижение. «Мировые процессы приводят к тому, что цена нефти не снижается, соответственно и объективных причин для дальнейшего снижение цены на нефтепродукты нет», - уверен директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов.
Так, в четвертом квартале прошлого года розничные цены на нефтепродукты росли, несмотря на существенное увеличение нефтяниками поставок на российский рынок. Например, рост реализации нефтепродуктов ТНК-ВР на внутреннем рынке в этот период составил 700 тысяч тонн (более 25%) против аналогичного периода 2009 года.
Не стоит забывать и о том, что российские нефтяные компании сегодня «тянут» на себе более половины госбюджета. «Скажем, в Штатах совокупное налогообложение на нефтянку процентов 15 примерно, у нас - 50 с лишним. Отсюда мы берем доходы в бюджет и финансируем социальные программы, программы, связанные с оборонкой, и т.д.», - заявил Владимир Путин в ходе своего традиционного телеобщения с россиянами в прошлом году. Причем в ближайшие три года налоговое бремя на отрасль будет только увеличиваться. «У нас приняты изменения в Налоговый кодекс, которые устанавливают индексацию и увеличение акцизов ежегодно в течение нескольких лет. В 2011 году к акцизам добавляют еще 1 рубль за литр. Плюс на акциз накручивается НДС. Это приводит к тому, что у нас в этом году на 2 тысячи рублей за тонну увеличилась нагрузка на бензин и дизтопливо. И увеличение будет еще в 2012 и 2013 годах. Поэтому неизбежно цены будут расти», - прогнозирует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По мнению Геннадия Шмаля, такая налоговая политика обусловлена исключительно тем фактом, что нефтяная отрасль дает до 55% доходов государственного бюджета.
Другой фактор, оказывающий влияние на ценообразование на топливо внутри страны, - цены на мировых рынках. «Сейчас действительно можно говорить о снижении цен на бензин, но не будем забывать, что наш рынок - это сообщающиеся сосуды с западным рынком, - рассуждает Сергей Цукасов. - И нефтяные котировки имеют тенденцию к повышению, но уж никак не к снижению. Соответственно и у нас нет никакого тренда к снижению, особенно, учитывая разницу между нашим рынком и зарубежными на транспортное плечо, на акциз, на тарифы, на экспортную пошлину». Все дело в том, что для внутреннего рынка в России используют котировки мировых бирж. «К сожалению, внутри страны мы не котируем нефть, а берем ту котировку, которая есть на мировых сырьевых биржах. Хотя и у себя внутри мы могли бы развивать биржевую торговлю - это тот инструмент, который позволил бы ориентироваться в ценообразовании», - считает Геннадий Шмаль.
При этом российские нефтяные компании прекрасно осознают свою социальную функцию: для иллюстрации этого служит простой подсчет - по итогам прошлого года инфляция в нашей стране составила 8,8%, при этом рост цен на бензин оказался существенно ниже этого показателя - 6,5%. И это несмотря на то, что налоговые и прочие издержки в отрасли по итогам прошлого года продолжали расти: в частности, на 10% были проиндексированы акцизы на нефтепродукты, на 12,6% выросли тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, в довершение ко всему на 26,8% выросли мировые цены на нефть.
Итак, с одной стороны, от нефтяной отрасли ожидают все больших поступлений в госбюджет, с другой - цены на бензин, ставший сегодня, по сути, социально значимым товаром, не могут формироваться исключительно из рыночных предпосылок. Не стоит забывать и о том, что нефтяные компании, помимо бюджетных отчислений, также и самостоятельно финансируют ряд социальных программ или финансово участвуют в развитии тех или иных регионов. «ТНК-ВР ежегодно инвестирует миллиарды рублей в развитие регионов, где работает компания, а это и Сибирь, и Оренбург, и Центральная Россия», - отмечают в руководстве компании.
«Сегодня выходит, что все остальные отрасли промышленности, а их больше 100, все вместе дают лишь 45% бюджетных поступлений. Разве это правильно? Надо расширять налооблагаемую базу, создавать рабочие места», - констатирует Геннадий Шмаль. И с этим мнением нельзя не согласиться.
| |