|
В Северной Корее прошли массовые беспорядки в одном из пограничных городов. Для подавления митингующих были вызваны армейские подразделения. Есть погибшие и раненые. Беспорядки начались в минувшую пятницу, однако за пределами КНДР об этом стало известно только сейчас. Подробности выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Елена Жихарева.
Вслед за Ближним Востоком беспорядки начались в Северной Корее. Недовольство правительством распространяется со скоростью эпидемии. В городе Синыйджу, на границе КНДР и Китая, произошли столкновения с полицией и армией. Выступления начались незадолго до 16 февраля - дня рождения «великого кормчего» и «полководца» Ким Чен Ира. Погромы были спровоцированы полицейскими, которые провели рейд на местном рынке и избили одного торговца. Родственники пострадавшего устроили митинг, к ним быстро присоединились другие продавцы. Против демонстрантов вышла полиция, завязалась массовая драка, в полицейских полетели камни.
Очень быстро зазвучали антиправительственные лозунги. Народ припомнил недавнюю обиду - в честь дня рождения Ким Чен Ира власти обещали увеличить продовольственные пайки. Вместо этого в крупных городах был дефицит еды - из-за соображений безопасности города просто закрыли. Не прибавило настроения и массовое отключение света в связи с подготовкой к мероприятиям - потребовалось много электроэнергии для праздничной иллюминации.
На следующий день выступления продолжились. Полиция не смогла успокоить демонстрантов и решила отступить. Эйфория от победы длилась недолго. В район массового неповиновения ввели спецотряды внутренних войск. Пятеро манифестантов погибли. Вряд ли можно проводить прямые параллели между беспорядками в КНДР и событиями, которые происходят в арабском мире. Но политологи вынуждены признать, что митинги проходят под антиправительственными лозунгами. Разрозненные выступления будут продолжаться, считает заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. Но революции по арабскому сценарию в Северной Корее быть не может, убежден эксперт.
«Обратите внимание, что начало падения режима Мубарака началось с того, что армия прекратила его поддерживать. В Северной Корее армия очень жестко поддерживает правящий режим. Есть еще один очень важный вопрос: управлять вот этими разрозненными группами в Северной Корее практически невозможно. Отсутствует не только Интернет, но и стабильная мобильная связь», - утверждает Маслов.
Стоит отметить, что тунисская революция проходила по похожему сценарию. Продавец зелени застрелился после того, как ему запретили торговать на улице без лицензии. За этим суицидом последовало еще несколько самоубийств - и на улицы вышли тысячи возмущенных произволом власти. В результате беспорядки охватили всю страну, а президенту Туниса пришлось бежать из страны.
Сценарий развития событий, может, и напоминает беспорядки в КНДР, но только сначала. На этом сравнения заканчиваются, считает руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. Вряд ли жители КНДР вдохновились успехом тунисцев и египтян.
«До сих пор поток информации о событиях во внешнем мире в Северной Корее весьма ограничен и жестко контролируется властями. Именно с целью не допустить подобных аналогий в умах северных корейцев, поэтому я думаю, что повторение таких событий невозможно», - поясняет Жебин.
Многие склоняются к тому, что беспорядки в КНДР могли носить чисто криминальный характер. Приграничный город Синыйджу известен своими тесными связями с соседним Китаем. Местный рынок - один из самых оживленных в КНДР. Многие торговцы занимаются контрабандой и незаконным обменом валюты.
| |