|
По иронии судьбы экс-вокалиста группы Oasis Лиама Галлахера угораздило дебютировать с первым альбомом своей новой группы Beady Eye именно в феврале - параллельно с выходом долгожданного творения патриархов британской, да и вообще всей современной музыки Radiohead. У Галлахера есть оправдание - Том Йорк выстрелил без предупреждения. В противном случае диск Лиама был бы признан самым громким релизом февраля, и даже соотечественница Пи Джей Харви не в силах с ним тягаться. На фоне таких баталий возвращение шведской группы Roxette после десятилетнего молчания проходит фактически незамеченным.
«Мы работаем, как ООН, и я - Америка», - так однажды британский музыкант Том Йорк описал творческий процесс в группе Radiohead. Эта формула находит отражение в восьмом, самом коротком за всю историю коллектива, номерном альбоме «The King of Limbs», который во многом пересекается с сольной работой Йорка «The Eraser», где музыкант активно экспериментировал с синтетическим звучанием, а гитару отправил в отставку. Мечта фетишистов Предыдущий диск Radiohead, «In Rainbows», едва ли не похоронил всю традиционную музыкальную индустрию. Поначалу вообще никакого диска не было и в помине, а любой желающий мог скачать песни за разумную с его точки зрения плату. С тех пор группа осталась верна себе, и 14 февраля, в День святого Валентина, без шумных преамбул и рекламы в СМИ объявила, что через пять дней состоится цифровой релиз следующего альбома. Чудо произошло раньше запланированного срока. Уже 18 февраля на официальном сайте Radiohead материализовался новый клип «Lotus Flower» и открылась возможность для скачивания песен. Правда, в отличие от прошлого раза, теперь на альбом установлена фиксированная цена - 9 долларов. В конце марта «The King of Limbs» появится в магазинах. Со стороны Йорка, ярого ненавистника CD-формата, выпуск физического носителя - скорее реверанс в сторону поклонников-фетишистов, недаром в длинной пояснительной записке на онлайн-страничке альбома сообщается сразу о трех винилах. Две 10-дюймовых пластинки с 9 мая начнут рассылаться в комплекте с компакт-диском, стилизованными под газету плакатами и 625 карточками с рисунками (все это богатство обойдется фанатам примерно в 50 долларов). Один 12-дюймовый винил с двумя дополнительными песнями и автографом получит единственный из сотен тысяч счастливчик, заказавший цифровую версию альбома на сайте. Предположительно, именно эта пластинка поступит в продажу в магазинах наряду с обычным компактом. Природа - вторая натура Название альбома «The King of Limbs» («Король ветвей») - отсылка к тысячелетнему дубу, растущему в английском графстве Уилкшир в леске, неподалеку от которого Radiohead когда-то записывали партии для «In Rainbows». У Тома Йорка особое отношение к природе, и речь идет не только о саммитах ООН по изменению климата. Стоит хотя бы вспомнить клип «There There», где он похищает в темной чаще чудесные башмаки с сюртуком, а в финале превращается в корявое дерево. Метафорами на тему флоры и фауны пересыпана и вся лирика нового альбома. Русское ухо привыкло воспринимать западную музыку в отрыве от текста, потому некоторым поклонникам группы «The King of Limbs» после первого прослушивания показался невероятно скучным. Между тем это именно тот случай, когда материал следует оценивать только после вдумчивого осмысления всей концепции, включая стихи. Альбом настолько целостен, что его треки даже противопоказано слушать в произвольном порядке. Эти восемь песен следует пережить. Переливчатое пианино заедает на одной ноте, а отчужденный голос Йорка сквозь синтетический дабстеп поет о том, как зацветает океан. Так открывается альбом, и в следующем треке переходит в электронику с робкой гитарой на заднем плане. «Доброе утро, мистер Сорока, как мы сегодня? Они украли все волшебство и забрали мою мелодику», - Том словно предвосхитил многочисленные претензии по поводу невозможности запомнить новые мотивчики с первого раза и помурлыкать их под нос. Затем наступает черед единственной гитарной композиции «Little by Little». В эмоциональном плане альбом большей частью лишен привычных для Radiohead и милых сердцам фанатов черных депрессий в стиле «I Will» с диска «Hail to the Thief» или срывающихся на крик истерик типа «Dollars and Cents» с «Amnesiac». Однако именно в «Little by Little» в конце наступает мрачный переломный момент. Лирический герой с вселенской скорбью констатирует, что ежедневная рутина и взятые обязательства отравляют и убивают человека. Четвертый номер недаром называется «Feral» («Дикий») - почти на каждом альбоме Radiohead имеется хотя бы одна экстремально сложная для прослушивания, глубоко экспериментальная вещь, которая играет одновременно на нервах и барабанных перепонках (например, «Pulk/Pull Revolving Doors» на «Amnesiac»). Тех, кто живыми выйдет из этой звуковой центрифуги, ожидает награда - две лучших песни пластинки. Новый альбом не несет никаких открытий, а стал скорее символическим знаменем, которое Мари и гитарист Пер Гессле держат в дрожащих руках наперекор ветру и времени. Диск стал идеальным поводом для миллионов поклонников переслушать четыре золотые пластинки «Look Sharp!», «Joyride», «Tourism» и «Crash! Boom! Bang!», на которых, собственно, и закончилась когда-то самобытность дуэта, а потом купить билет на долгожданный концерт. Потенциальными хитами на новом альбоме можно с натягом назвать разве что «Way Out» с нетипично буйной гитарой и абсолютно радийную, что и вытекает из названия, песню «She’s Got Nothing On (But the Radio)». Впрочем, истинные шлягеры навсегда остались в молодости. Новые, даже если они и возникнут на ровном месте, никто таковыми не признает - таковы уж ностальгирующие фанаты.
| |