|
МОСКВА, 25 февраля. В феврале цены на топливо в России заметно снизились, пишет в пятницу «Российская газета».
Согласно последним опубликованным данным, с 7 по 18 февраля бензин Нормаль-80 на АЗС подешевел на 0,53 рубля за литр, Регуляр-92 - на 0,97 руб./л., а Премиум-95 - на 0,79 руб./л. Средняя по России розничная цена на дизельное топливо за тот же период снизилась на 1,9 руб./л. Это произошло после того, как на необходимость скорректировать цены на топливо нефтяникам указал премьер-министр Владимир Путин в ходе состоявшегося еще 9 февраля совещания по результатам работы ТЭК в 2010 году.
Основные претензии регуляторов коснулись зимнего дизельного топлива и авиакеросина. Так, по данным Росстата России, потребительские цены на дизельное топливо на 20 декабря 2010 года по сравнению с 1 октября 2010 года выросли примерно на 20%. По версии ФАС, основными причинами роста цен стали, в частности, падение производства авиационного топлива на фоне одновременного сокращения объемов поставок авиакеросина на внутренний и внешний рынки.
Наиболее оперативно на претензии ФАС отреагировали, в первую очередь, частные нефтяные компании, отмечает «Российская газета». «Поставки дизельного топлива зимнего осуществлялись ТНК-ВР в период с октября по декабрь 2010 года только на внутренний рынок - из общего объема производства в 445,8 тыс. тонн на внутренний рынок было поставлено 445,3 тыс. тонн, а на экспорт направлено 0,5 тыс. тонн (0,1%). Поставки на внутренний рынок по сравнения с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 21%», - четко говорится в письме компании ТНК-ВР. Кроме того, как указывают в компании, ТНК-ВР удалось сдержать рост цен на российских АЗС. «Компания сдержала рост цен на АЗС в регионах, проявив социальную ответственность и потеряв часть рентабельности в данном канале сбыта», - указывается в письме компании.
Примечательно, что заметное сокращение цен у «частников» произошло и в «бензиновом» сегменте. В результате последовательного снижения розничные цены на АЗС ТНК-ВР сегодня составляют: на бензин марки А-92 от 22,4 руб. до 24,50 руб., на бензин марки А-95 от 24,20 руб. до 26,50 руб. Всего же, согласно подсчетам независимых экспертов, в феврале компания снизила розничные цены на зимнее дизельное топливо в среднем на 1,6 - 1,8 руб. на литр, а розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 - в среднем на 1 рубль. Аналитики отмечают, что цены возвращены к уровню ноября 2010 года, а без учета увеличенного акциза - и к более ранним уровням. При этом, согласно замерам исследователей рынка, если инфляция в 2010 году составила 8,8%, то рост цен на бензин - всего 6,5%.
Как заявил, в свою очередь, газете «Известия» президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль, стоимость бензина сегодня становится все больше социальной проблемой, поскольку для большинства россиян машина давно уже стала не роскошью, а средством заработка. По оценке «Известий», рост цен на нефть, перевалившие за 100 долларов, вроде бы должен заставлять розничные цены «ползти вверх». «Но факт остается фактом: литр бензина А92 и А95 сегодня стоит в среднем на рубль дешевле, чем в конце января этого года», - констатирует издание. Сами производители нефтепродуктов признают, что действуют, в первую очередь, из социальных мотивов. «Для ТНК-ВР социальная ответственность - не только своевременная выплата всех налогов в федеральный и региональный бюджеты, а это огромные суммы, но и помощь социально-незащищенным жителям территорий, где работают наши подразделения, - отмечают в руководстве ТНК-ВР. - Только за 2010 год социальные инвестиции компании превысили 1,4 млрд рублей», - отмечается в письме компании.
Вместе с тем, аналитики нефтяного рынка, на которых ссылается газета «Известия», сегодня сходятся в одном: экономическая ситуация и в России, и в мире не позволит ценам на бензин продолжить снижение. «Мировые процессы приводят к тому, что цена нефти не снижается, соответственно, и объективных причин для дальнейшего снижения цены на нефтепродукты нет», - уверен директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов.
Не стоит забывать и о том, что российские нефтяные компании сегодня «тянут» на себе более половины госбюджета. «Скажем, в Штатах совокупное налогообложение на нефтянку процентов 15 примерно, у нас - 50 с лишним. Отсюда мы берем доходы в бюджет и финансируем социальные программы, программы, связанные с оборонкой, и т.д.», - заявил Владимир Путин в ходе своего традиционного телеобщения с россиянами в прошлом году.
«У нас приняты изменения в Налоговый кодекс, которые устанавливают индексацию и увеличение акцизов ежегодно в течение нескольких лет. В 2011 году к акцизам добавляют еще 1 рубль за литр. Плюс на акциз накручивается НДС. Это приводит к тому, что у нас в этом году на 2 тыс. руб. за тонну увеличилась нагрузка на бензин и дизтопливо. И увеличение будет еще в 2012 и 2013 годах. Поэтому неизбежно цены будут расти», - прогнозирует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По мнению Геннадия Шмаля, такая налоговая политика обусловлена исключительно тем фактом, что нефтяная отрасль дает до 55% доходов государственного бюджета.
Другой фактор, оказывающий влияние на ценообразование на топливо внутри страны, - цены на мировых рынках. «Сейчас действительно можно говорить о снижении цен на бензин, но не будем забывать, что наш рынок - это сообщающиеся сосуды с западным рынком, - рассуждает Сергей Цукасов. - И нефтяные котировки имеют тенденцию к повышению, но уж никак не к снижению. Соответственно и у нас нет никакого тренда к снижению, особенно, учитывая разницу между нашим рынком и зарубежными на транспортное плечо, на акциз, на тарифы, на экспортную пошлину».
Пока же, как отмечает в свою очередь «Российская газета», на фоне продолжающегося снижения цен на топливо тем более актуально выглядит вопрос о качестве продукции, предлагаемой потребителям. «ТНК-ВР вкладывает сотни миллионов долларов в развитие производства, чтобы дать потребителю топливо, соответствующее европейским экологическим нормам, - отмечают в компании. - Мы планируем инвестировать более $600 млн в модернизацию НПЗ компании в Рязани, вложить более $300 млн в новые проекты на Саратовском НПЗ, - и это только часть крупномасштабной программы, принятой в компании».
| |