|
Главные задачи Управления по контролю и надзору в сфере образования РБ не только проверка и наказание в случае выявления нарушений, но и совместная выработка путей их устранения. Об этом заявила, выступая на расширенном заседании коллегии по итогам прошедшего года, руководитель ведомства Альмира Ганеева.
Говоря о деятельности Управления она отметила, что в его ведении находятся три основных блока вопросов. Первый - контроль за качеством образования во всех образовательных учреждениях, в том числе за качеством подготовки обучающихся и выпускников, далее следует лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений всех типов и видов и третий - контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования.
Между тем, в этом году в федеральное законодательство внесен ряд существенных изменений - упрощена процедура осуществления лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, сокращен перечень представляемых документов и сроки проведения, и самое главное - лицензия имеет бессрочный срок действия.
По новому закону государственная аккредитация будет проходить не по образовательным программам, а по укрупненным группам специальностей.
- То есть, если новая образовательная программа относится к уже имеющейся группе специальностей, то закон позволяет считать эту программу аккредитованной, - пояснила Альмира Ганеева. - Это делается для того, чтобы образовательные учреждения развивались в рамках заявленной профильности и принимали обучающихся на вновь открываемые образовательные программы, востребованные экономикой как российской в целом, так и республиканской.
Кроме того, начальник Управления обратила внимание на то, что в рамках процедуры государственной аккредитации при проведении аккредитационной экспертизы теперь будут рассматриваться сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации.
Ее образовательные учреждения могут получать в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах.
По мнению Альмиры Ганеевой, внешняя объективная оценка качества профессионального образования способствует усилению общественного внимания к качеству подготовки выпускников образовательных учреждений, повышению объективности, прозрачности процедур и их результатов.
В целом, в 2010 году Управлением признаны прошедшими лицензионную экспертизу 1945 учреждений, прошли государственную аккредитацию 1602 образовательных учреждения.
Однако, по словам руководителя ведомства, в настоящее время не имеют лицензий на право ведения образовательной деятельности 184 (3,3%) образовательных учреждения. Причина практически везде одинакова - отсутствие свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления имуществом, наличие нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Наибольшее количество таких учреждений выявлено в Благоварском, Кармаскалинском, Иглинском, Янаульском, Зианчуринском, Учалинском, Буздякском районах.
Свидетельства о государственной аккредитации отсутствуют у 70 (1,2%) образовательных учреждений. Причина - отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности, проведение реорганизационных мероприятий.
Не осталась без внимания на коллегии и тема контроля качества образования.
В 2010 году в образовательных учреждениях с целью проведения объективного контроля качества подготовки обучающихся проводилось компьютерное тестирование. Особое внимание было уделено выпускникам.
- В прошлом году в интернет-тестировании по предмету «русский язык» приняло участие 7134 обучающихся XI классов, по предмету «математика» - 7122, - сказала Альмира Ганеева. - И если тогда в основном тестирование проводилось по двум предметам, сегодня практически сформирована база для проведения интернет-тестирования еще по 11 предметам.
В числе замечаний, высказанных представителями надзорных органов - нарушения требований к приему детей для обучения в образовательных учреждениях, по-прежнему родители обучающихся принуждаются к оказанию материальной помощи образовательным учреждениям, открытыми остаются санитарно-технические вопросы, особенно в сельской местности. Выявлены факты жестокого обращения с детьми и получения ими телесных повреждений в образовательных учреждениях.
В работе совещания приняли участие представители федеральных и республиканских надзорных органов, педагоги, управленцы.
Обращаясь ко всем присутствующим, заместитель Премьер-министра РБ, и.о. министра образования Зугура Рахматуллина сказала: «Наша с вами совместная задача - работать и обеспечивать качество, прежде всего школьного образования, которое стоит в основе всей последующей жизни и успешности молодых людей».
| |