|
В Эрмитаже открылась выставка мадридского музея Прадо. Впервые с 30-х годов прошлого века за пределы Испании вывезено такое представительное живописное собрание. До 29 мая посетители могут увидеть 66 полотен, в том числе работы Босха, Тициана, Рафаэля, Веласкеса, Гойи, Эль Греко. Первыми выставку осмотрели Дмитрий Медведев и король Испании Хуан Карлос I.
Кажется, что достаточно лишь перечислить имена представленных художников, а больше говорить ничего и не надо. В самом деле, какие еще нужны рекомендации для выставки, на которой есть возможность увидеть висящие рядом подлинники Босха, Тициана, Рафаэля, Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Караваджо, Мурильо, Ван Дейка?...
Недаром директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-конференции наотрез отказался отвечать на вопрос, какой экспонат он считает самым ценным: «Здесь все - алмазы, рубины и сапфиры. Стеклышек нет».
Николаевский зал Зимнего дворца полностью отдан под испанскую»экспозицию. Хотя так ее можно назвать лишь отчасти - среди выставляемых полотен есть и французы, и немцы, и фламандцы.
«Мы старались, чтобы зритель оценил не только качество представленных произведений, но и широту представленной коллекции, - говорит директор музея Прадо Мигель Сугас. - Хотелось показать полную панораму развития живописи: испанской, западноевропейской, ренессансной. В итоге здесь по возможности представлены все школы, все значимые направления и мастера».
Фактически выставка отражает эволюцию вкусов и интересов испанских монархов от Карла V, до Фердинанда VII. Именно последний в 1819 году открыл Королевский музей живописи и скульптуры, впоследствии ставший известным как Прадо. В основу экспозиции была положена коллекция королевской семьи, которая собиралась на протяжении веков. Испанские короли всегда были известны как покровители изящных искусств. Карл V покровительствовал Тициану, Филипп II собрал в Мадриде впечатляющую коллекцию фламандцев (в том числе самое богатое собрание работ Иеронима Босха), Филипп IV сделал своим придворным художником Диего Веласкеса, а Карлос IV назначил «первым художником короля» Франсиско Гойю. И это лишь самые яркие примеры и самые громкие имена. Проходя по залам Прадо, посетитель проходит и по вехам испанской истории, которая отражается на полотнах великих живописцев. Теперь эту атмосферу постарались перенести в Санкт-Петербург.
«Любой посетитель ощутит, что он словно прошел по всему музею Прадо», - уверен заместитель директора Прадо Габриэле Финальди. Он рассказал, что идея гостевой выставки начала формироваться у испанских искусствоведов во время посещения Мадрида президентом РФ в марте 2009-го. По словам Финальди, увидев, какое сильное впечатление произвела коллекция Прадо на Медведева, испанцы сразу же захотели показать ее всем россиянам.
Выставку тожественно открыли в пятницу Дмитрий Медведев и король Испании Хуан Карлос I с супругой.
Лейтмотивом экспозиции стали портреты испанских монархов. Сразу на входе в Николаевский зал посетителя встречает знаменитый ростовой портрет Карла V кисти Тициана. Пройдя дальше, можно увидеть наиболее значельных преемников короля, а также членов королевских семей. Здесь есть чему уделить внимание. Например, сравнить два портрета крупнейшей фигуры в истории Испании - короля Филиппа II. Один из них прижизненный, причем, редчайший случай: написан женской рукой. Софонисба Ангишола, художница итальянского происхождения при испанском дворе, изобразила хозяина «Непобедимой армады» настолько человечно, что в этом одухотворенном мужчине трудно увидеть безжалостного владыку половины христианского мира. Но рядом висит полотно, созданное Рубенсом спустя 30 лет после смерти Филиппа. С натуры здесь написан лишь королевский доспех, сам же монарх являет собой скорее аллегорию былого величия, чем личность.
Неподалеку расположился Веласкес, не изобразивший на поясном портрете Филиппа IV ни единого атрибута королевской власти. А, дойдя до конца зала, посетитель оказывается лицом к лицу с основателем музея Прадо Фердинандом VII, каким его увидел Гойя.
Однако лики монархов - это далеко не все, что представлено публике. В центре зала царствуют Эль Греко и его «Христос, обнимающий крест». Альбрехт Дюрер, большинству известный исключительно своими гравюрами или графикой, представлен как автор «Портрета неизвестного», который является отличным образцом живописи начала XVI века. Одно из самых ранних полотен, выставленных в Эрмитаже - «Извлечение камня глупости» Иеронима Босха - саркастическая притча или даже фельетон, изложенный красками на холсте.
Среди изображений испанских королей и грандов привлекает к себе внимание портрет русского посланника Петра Ивановича Потемкина, написанный Хуаном Карреньо де Миранда около 1681 года.
Как подчеркивают представители Прадо, такое количество картин не вывозилось из Мадрида с 1939 года. Тогда, в связи с гражданской войной, почти все шедевры были отправлены на срочно организованную выставку в нейтральной Женеве.
«Я очень благодарен нашим испанским друзьям и коллегам за то, что в Санкт-Петербург приехала выставка такого качества, - подчеркнул Михаил Пиотровский. - Теперь мы должны такого же качества сделать выставку в Мадриде. И мы ее сделаем».
Речь идет об ответной экспозиции «Эрмитаж в Прадо», которая должна открыться в Мадриде 8 ноября и проработать до марта 2012 года. Как рассказал Пиотровский, перед питерскими музейщиками сейчас стоит непростая задача, так как им хочется тоже показать испанцам «Эрмитаж в миниатюре». Поэтому в Мадрид отправится очень разнохарактерная по составу коллекция: в нее войдут золото скифских курганов, скульптуры Бертеля Торвальдсена, предметы ювелирного искусства Западной Европы. А еще Эрмитаж намерен ответить любезностью на любезность и привезти в Прадо находящиеся в его коллекции полотна Тициана («Святой Себастьян), Эль Греко ("Апостолы Петр и Павел") и Караваджо ("Лютнист"). Также будут широко представлен XIX и XX века: работы Мане, Матисса, Кандинского, Малевича и Пикассо.
Кстати, Пабло Пикассо в свое время три года занимал должность директора музея Прадо.
"Это будет одна из самых грандиозных выставок Эрмитажа, - обещает Пиотровский. - За последние 20--30 лет такой не было".
Автор: Виктор Банев (Санкт-Петербург)
| |