|
На страницах британской The Telegraph трёхкратный чемпион мира Джеки Стюарт назвал свой рецепт повышения интереса к гонкам – по его мнению нужно изменить конфигурацию трасс, чтобы гонщикам приходилось расплачиваться за свои ошибки.
На новых автодромах широкие зоны безопасности – допустив ошибку на торможении гонщики имеют возможность вернуться на трассу с минимальной потерей времени, тогда как на исторических автодромах, вроде Сузуки, приходится соизмерять меру риска – даже небольшая ошибка приводит к вылету, поэтому каждую атаку приходится просчитывать.
Джеки Стюарт: «Отмена Гран При Бахрейна – верное решение, хотя я надеюсь, что в этом году Формула 1 всё же приедет на эту трассу.
Новые трассы сделали гонки менее интересными. В Австралии борьба обычно складывается весьма любопытно, но не все автодромы могут этим похвастать. В своё время я увлекался игрой в гольф и думал о том, чем интересны лучшие поля, ведь все они состоят из одинаковых элементов. Одни поощряют точность, другие знамениты протяженностью, но у каждого свои, уникальные характеристики, и при этом в числе лучших нет двух полей, построенных одним дизайнером.
Я считаю, что главная причина почти полного отсутствия обгонов на современных трассах – тот факт, что все они разработаны одним человеком, немецким архитектором Германом Тильке.
Да, из-за увеличения эффективности тормозов и аэродинамической прижимной силы зоны торможения стали короче – когда-то речь шла о двухстах метрах, теперь достаточно пятидесяти, но есть ещё одна причина – конфигурация трасс. Сейчас все они – почти точные копии друг друга, и общая тенденция – прощать ошибки гонщиков.
Вспомните финальную гонку 2010 года – четверо гонщиков могли выиграть титул в Абу-Даби, и Фернандо Алонсо был фаворитом. Он мог финишировать четвёртым, чтобы завоевать третий чемпионский титул в карьере, но этого не произошло потому, что он не смог обогнать Виталия Петрова, проводившего первый сезон в Формуле 1 и не имевшего большого опыта гонок в условиях жесткого прессинга.
Алонсо четыре раза широко выходил из поворота, атакуя пилота Renault, но ехавший следом Марк Уэббер на Red Bull тоже не мог обойти испанца. Широкие зоны безопасности позволяли Фернандо допускать довольно грубые ошибки и всё же сохранить позицию. Это неправильно.
Со времен моих выступлений трассы серьёзно изменились, и я благодарен Богу за это. Тогда у гонщиков, которые провели пять лет в Формуле 1 было два шанса из трёх погибнуть. От четырёх до шести пилотов за год лишались жизни – это было недопустимо, и я организовал компанию по повышению безопасности, которая, к счастью, оказалась успешной.
Прошло почти 17 лет с тех пор, как гонщик погибал за рулём Формулы 1. Я не думаю, что где-нибудь в промышленности, спорте или бизнесе умеют столь серьёзно контролировать степень риска. Но, мы зашли слишком далеко. Трассы не должны позволять гонщикам злоупотреблять мерами безопасности без немедленного наказания, которое очевидно для болельщиков и телезрителей. Безопасность – это одно, злоупотребление привилегиями – совсем другое.
Тильке разработал почти все новые трассы Формулы 1 с начала 90-х. С одной стороны он проделал большую работу в повышении роскошности нашего спорта, но почти ничего не добился в том, что касается интереса зрителей. Если трассы не изменятся, боюсь болельщикам и телезрителям придётся на какое-то время свыкнуться с дефицитом обгонов.
Многие годы руководство FIA исходило из того, что число обгонов можно увеличить изменениями технического регламента – к примеру, переходом от сликов к шинам с канавками, но этого не произошло. В этом году в чемпионате дебютируют управляемые элементы заднего антикрыла, вернутся системы KERS – всё это должно способствовать обгонам, но у меня есть другое решение.
Тильке достаточно изменить конфигурацию поворотов на построенных им трассах так, чтобы гонщик, широко вышедший из поворота, был наказан. Зоны безопасности можно скорректировать для обеспечения более серьёзной потери скорости, тогда оставшийся на трассе соперник получит преимущество над тем, кто допустил ошибку.
Способ достаточно простой и гораздо более дешевый, чем развитие KERS. Все мы в жизни допускаем ошибки, и в большинстве случаев расплачиваемся за них.
Это именно то, что хотят видеть поклонники гонок – борьбу лучших гонщиков в мире на лучших машинах за чемпионский титул. При этом они не смогут подняться на вершину, избежав наказания за допущенные ошибки».
| |