|
Сегодня в Мариинском театре начался седьмой ежегодный фестиваль «Масленица» - традиционная весенняя серия благотворительных представлений на сказочные темы. В этом году программу завершит балет «Щелкунчик» в постановке, которой недавно исполнилось десять лет.
Традицию масленичных празднеств Мариинский театр поддерживает с 2005 года. Нынешняя программа открывается одноактными балетами «Петрушка» и «Предчувствие весны». А вот «Щелкунчика» будут танцевать уже не первоначальным составом.
Правда, те, кто стоял у истоков балета - режиссер и сценограф Михаил Шемякин, а также актер Антон Адасинский, - специально встречались со зрителями в середине февраля в честь юбилея постановки. В тот день Шемякин и Адасинский устроили в театре «Лицедеи», с актерами которого давно дружат, творческий вечер на тему «Как создавался легендарный спектакль».
Известно, что поставить «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра художнику Михаилу Шемякину предложил Валерий Гергиев. Причем выступить не только в качестве художника-постановщика, но и стать режиссером. Шемякин решил рискнуть. Тем более что действительно «уже лет 30 работал над "Щелкунчиком", по словам Гергиева, сам того не замечая». В его архиве было немало зарисовок к сказкам Гофмана.
- Либретто к «Щелкунчику» Мариуса Петипа - переделанная сказка Гофмана - упрощенное, созданное специально для детского утренника, - поделился Михаил Шемякин. - Выполняя просьбу Гергиева, я был просто обязан переписать текст и сделать более сложную, загадочную историю. Ведь и дети теперь стали другими. Сейчас малышей не пугают и не веселят плюшевые крысята. Помню, во Франции в зале были только дети (две тысячи!) и я, взрослые на спектакль не допускались. Стоял такой шум, гам, грохот! Я подумал: боже мой, что будет, когда начнется балет? Но они вели себя так, как не ведут взрослые. Была полнейшая тишина. Зато, когда потом я вел с ними беседу, все в голос спрашивали: «Мсье Шемякин, почему так мало крыс?» А ведь до сих пор пишут, что я пугаю детей, что это безобразие, детям надо показывать плюшевых зайчиков и мишек.
Полтора года я возился с маской Щелкунчика. Все знают его традиционный образ: громадная, как у дебила, башка, огромные зубы, он скачет, прыгает. У меня всегда возникал вопрос: как Машенька могла полюбить этого монстра? Я стал собирать фотографии старинных игрушек и обнаружил, что в Германии и Австрии Щелкунчик был совершенно другим, не таким, какого мы часто видим на сцене. Мой Щелкунчик, в принципе, странный, длинноносый, но должен вызвать какую-то симпатию. Французы дважды приглашали нашего «Щелкунчика» к себе. Мы делали у них выставку костюмов, эскизов. Они приезжали в Мариинский театр и сняли фильм. Вместо данных мне двух с половиной месяцев я в итоге работал два с половиной года. Сделал больше тысячи эскизов.
- Будет ли продолжена моя жизнь в балете? Все в жизни можно сделать хорошо только один раз. Балет мы с Шемякиным сделали. Моя роль рождалась в муках, еще каких! - вспоминает Антон Адасинский. - Я раз двадцать уходил. Самым трудным было быть с артистами Мариинского наравне. И не выпячиваться. А сначала боялся в класс войти! Связан ли факт моего приглашения в фильм «Фауст» Александра Сокурова с тем, что я сыграл Дроссельмейера в «Щелкунчике»? Конечно, связан. Александр Николаевич неоднократно приходил и на спектакль, и за кулисы. Он видел меня еще в спектакле театра «DEREVO» «Арлекин». «Фауст» - это огромная честь и большое несчастье: после такого фильма где сниматься, что еще играть?
| |