|
В том, что Испания, пройдя республику, гражданскую войну, жертвы и диктатуру, вновь вернулась к монархии, была воля диктатора Франко. Но демократией она стала, потому что так решил его воспитанник Хуан Карлос I, хотя его по-разному уговаривали этого не делать, даже со стрельбой.
23 февраля 1981 года в испанский парламент ворвались военные. Через шесть лет после смерти Франко мятежники, возглавляемые полковником Техеро, попытались реставрировать франкизм. Они на 18 часов захватывают испанский парламент и ведут переговоры с королем - он верховный главнокомандующий. Но Хуан Карлос приказывает солдатам вернуться в казармы. И нынешнее отношение испанцев к монархии сформировано именно теми событиями.
«Для большинства испанцев, будь они правые или левые, это символ того, как Испания выходит из диктатуры и входит в современный мир. Короли воплощают этот процесс. Во-первых, своим демократизмом. То есть по поводу короля испанцы чаще всего употребляют слово "компечано" - свой парень, хороший парень», - объясняет руководитель отдела культуры Института Сервантеса Испанского культурного центра в Москве Татьяна Пигарева.
С именем короля связано восстановление контактов Испании с Россией. В 82 году он впервые приезжает в Москву и снимает запрет на посещение СССР своими подданными. Испания признает дипломы возвращающихся на Родину из Союза репатриантов, которые в 37 году еще детьми были вывезены из страны, которую раздирала гражданская война.
Король и сам родился в изгнании. Рос в Португалии и вернулся в Испанию подростком по приглашению самого Франко. Принц казался подходящей фигурой для того, чтобы законсервировать в стране диктаторский режим. Но, взойдя на престол в 75-м, после смерти своего наставника, Хуан Карлос заявил о себе, как о короле всех испанцев. За 300 лет правления страной Бурбоны дали ей наконец большого реформатора.
И если заглядывать в историю дальше - он единственный правящий монарх из древнего рода Капетингов. И есть династическая логика в том, что год Испании в России, наследует у года Франции.
«Тысячи солдатиков, которые есть в моей коллекции, я вырезал по вечерам, пока жена читала мне исторические романы, например, "Войну и мир"», - рассказывает историк Луис Рейес.
Своему увлечению Луис Рейес отдал 15 лет жизни и все шкафы. Он и сам затрудняется назвать численность своей армии. В ней есть даже партизаны - только в России и в Испании против Наполеона поднималась дубина народной войны. На верхней полке испанцы - в русской военной форме.
«Это Александровский императорский полк, который воевал с Наполеоном и состоял из испанцев. По-моему, это единственный случай в истории. Они были мобилизованы во французскую армию, но перешли на сторону русских», - рассказывает историк Луис Рейес.
Вот знамя Александровского полка, оно было вышито матерью императора Александра. На нем Андреевский крест, который является символом испанских пехотных войск, а по углам гербы полка - двуглавый орел под короной - герб русского императора.
Символ испанской короны, три лилии на голубом, указывает на родственность с Францией. Он встречает всех, кто поднимается по главной лестнице дворца на аудиенцию у монарха.
Поставить себя на место короля. Фермин Аревало - шеф дворцового протокола может это организовать. Единственное, что ему не по силам, это разрешить подняться по ступенькам к трону - такого себе не позволяют даже настоящие монархи.
«Наш король никогда не поднимается на ступеньки, он всегда на одном уровне с гостями. Затем происходит рукопожатие - на одном уровне, не сверху вниз. И их величества никогда не садятся на троны», - рассказывает руководитель протокола королевских дворцов Фермин Аревало.
Полумрак сейчас скрывает блеск этих залов, к которому и сам король относится с известной долей иронии. Во всяком случае, если у кого-то из гостей перехватит дух от торжественности момента, его величество всегда придет на помощь.
«Некоторые входят в эти двери, у них руки трясутся от волнения, И тогда его величество берет вот так человека за руки и говорит "Спокойно, не волнуйтесь". Иногда мы забываем о каких-то мелочах, необходимых для церемонии, но король всегда элегантно выходит из положения, и королева тоже. Они же профессионалы своего дела», - рассказывает Фермин Аревало.
Король и королева - для Хуана Карлоса и на четверть русской Софии - это работа. И во всем этом огромном дворце, наполненном изображениями прежних Бурбонов, нет ни одного их портрета, потому что это только по случаю королевская резиденция, а большую часть времени музей, и они не хотят считать себя его экспонатами.
| |