|
22 февраля стали известны детали оборонного заказа до 2020 года. Должно быть закуплено 600 вертолетов, 1000 боевых истребителей. Отдельно - флот. И здесь, помимо фрегатов, 20 современных подлодок.
Замёрзший пирс, а рядом огромные подлодки, боевые корабли. Город. Самый обыкновенный. Хотя в нём живут люди, которые десятилетиями создают подводный кулак России. Люди, работающие на заводе «Севмаш».
«138 атомных подводных лодок, самая большая в мире лодка (американцы называют "Тайфун", мы называем "Акула") у нас сделана. Самая быстрая, в народе говорят "золотая рыбка", из титана, дорогая. Титановая, поэтому "золотая рыбка" у нас сделана. Самая глубоководная (это пишут в газетах и в "Книге рекордов Гиннеса") у нас сделана», - рассказывает генеральный директор производственного объединения ''Севмаш'' Николай Калистратов.
Пионеры в постройке атомных субмарин - американцы. Первую атомную подлодку они спустили на воду в 1955 году. Она имела романтическое название «Наутилус». Хотя её появление на свет для Советского Союза ничего, кроме серьёзной ядерной угрозы, не означало. Мы свою атомную подлодку начали проектировать в 1952-м. Она должна была нести на борту оружие возмездия: огромную, 25-метровую ядерную торпеду.
Заходим в гости к Александру Лагунову. Знакомимся. Супруга его появляется не сразу. Александр Васильевич Лагунов давно на пенсии. Хотя на заводе его помнят: Герой Социалистического труда, «тот самый Лагунов», которого в 1953-м в числе избранных допустили к производству атомного подводного корабля «К-3».
Рабочие на ходу учились выполнять непривычные задания: новые детали, незнакомые материалы. В Обнинске под Калугой уже тренировался военный экипаж. И вот, наконец, в декабре 1958-го начались испытания. И приключилась необычная история. Уходили в море надолго, а вернулись всего через пару дней.
«Там абсолютно все чертежи были секретные. Даже гальюн - и тот был секретным. Люди, предприятия все, проектанты стремились внести что-то свое новое, в том числе этот гальюн несчастный. На первом выходе в море четыре гальюна на лодке были, они все отказали. Возвращались, все отказали гальюны. Реактор работает худо-бедно, а гальюны не работают. Куда денешься?» - рассказывает ветеран производственного объединения ''Севмаш'' Александр Лагунов.
Испытания первый наш подводный ракетоносец прошёл на отлично. Пятого ноября 67 года эта лодка была принята на вооружение. Только на «Севмаше» изготовили 24 таких ракетоносца. В противостоянии ядерных флотов США и СССР был достигнут паритет.
Первопроходцы прибыли сюда в 1936-м. Кроме старого Николо-Карельского монастыря на берегу Белого моря ничего не было. Сталин сказал: «Завод поставьте рядом с Храмом. Древние монахи знали, где строить».
Николо-Карельский монастырь и сейчас стоит на территории предприятия. Идёт его восстановление. Для нас сделали совсем небольшое исключение и предоставили возможность побродить по цехам. Подальше от производства самих подводных лодок. Понятно, секретность. Первое что поражает, размеры. Кажется, здесь внутри можно построить город, не просто «одноэтажки», а с небоскрёбами.
На этом заводе могут делать всё. Вот здесь, в седьмом цехе идёт производство пяти куполов для Николо-Карельского монастыря, того самого, который мы видели.
Это кадры хроники создания самого большого атомохода в мире. Корабль строили и проектировали одновременно. Планировали разместить на нём 24 ракеты весом 100 тонн каждая. Построили рекордно быстро, за пять лет. Это самая большая подлодка в мире.
Корабль в длину, как футбольное поле. На палубе легко может развернуться «КамАЗ». Если взять высоту корабля от киля до верха рубки, то получается практически девятиэтажный дом. Этот подводный атомный ракетный крейсер может ходить подо льдами, не всплывая 120 суток.
«Как говорил адмирал Рековер, лодка подводная, особенно атомная - это крепко сжатый кулак. Никто ее не видит, но кому надо, все чувствуют. Понимаете? В хорошем понимании этого слова. И никогда на тебя не нападут всерьез, пока у тебя есть атомные подводные лодки с ракетами», - объясняет Николай Калистратов.
На заводе «Севмаш» сейчас работают 25 тысяч человек. Они строят самые современные корабли. Их закупает Индия, Англия, Италия. А ведь атомная подлодка сложнее космического корабля. Её надо не только построить, но и сберечь для долгой тяжелой службы.
| |