|
«Боец» (Fighter) Дэвида О'Расселла выглядит скромнее фаворитов «Оскара». Но фильм так ловко ускользает от стандартов спортивной драмы, что по качеству режиссуры бьет всех конкурентов
Все знают, как делаются спортивные драмы, особенно про боксеров. «Боец», основанный на биографии Микки Уорда, асфальтоукладчика и чемпиона мира в полусреднем весе по версии WBU, мог запросто уместиться в этот заезженный канон. Уорд никогда не был звездой первой величины, хотя в 2002 г., уже на закате карьеры, выиграл бой у знаменитого Артуро Гатти. Но в истории парня из Массачусетса, чья стратегия на ринге и в жизни заключалась в том, чтобы восемь раундов работать тузиком для битья, а потом валить противника одним ударом, видится практически золотой стандарт жанра. А еще у Микки Уорда было семь сестер и сводный брат Дики Эклунд, в прошлом тоже боксер, побивший самого «Сахарного» Рэя Леонарда, но подсевший на крэк и попавший в тюрьму. Тем не менее он вывел Микки в чемпионы. А менеджером была многодетная мать. О, какая тут напрашивается мелодрама о трудном пути к осознанию семейных ценностей - от истерик и взаимных обид до примирений со слезами на глазах. Сюжетно все примерно так и есть, но это не мешает «Бойцу» быть не просто хорошим, а очень хорошим фильмом. Он, несомненно, про терпенье, труд, мужество и взаимопонимание, но с легкой поправкой, что весь этот набор добродетелей достается идиотам, а спортивная мелодрама оборачивается язвительным физиологическим очерком из жизни white trash, «белого мусора» провинциальной Америки. Поэтому даже Марк Уолберг в главной роли не портит картины: единственное доступное этому актеру выражение лица - как раз то, что здесь надо. Его герой - парень добрый, но туповатый и совершенно не способный на самостоятельное движение мысли. Им помыкают то мать со старшим братом, то подружка, заявляющая семье Микки, что отныне он будет решать все сам. Микки согласно мямлит, но, в общем, все время пытается сказать что-то вроде «ребята, давайте жить дружно». Как бы не так. Он единственная надежда на лучшее для остальных персонажей-паразитов, и те никак не могут его поделить. В этом смысле схватка подружки Микки с оравой его сестер вполне достойна боев на подступах к чемпионскому титулу. Для героини Эми Адамс этот послушный теленок тоже последний шанс: она пока еще хороша собой, но колледж бросила, работает официанткой в баре, неужели это все? Нет уж, давай-ка, милый, тренируйся, и будет нам счастье. А иначе - пошел вон. Сестры Микки всего лишь массовка при ухватистой и не терпящей возражений матери (Мелисса Лео), но зато какая массовка! Когда эти опухшие от безделья и глупости девицы засиживают кадр, кажется, что невозможно придумать лучшей мизансцены для показа никчемности человеческого существования вообще и многодетной семьи в частности. Актерский ансамбль в «Бойце» подобран и сыгран безупречно. Но что творит на сольных выходах и в дуэтах Кристиан Бейл! Он номинирован на «Оскара» за «поддерживающую» роль Дики Эклунда, балабола, прохиндея и ходячей иллюстрации не столько пагубности пристрастия к крэку, сколько безмятежности наркоманской души. Телевизионщики с HBO снимают о Дики документальный фильм, не особенно скрывая, что тема картины - наркозависимость, но Дики уверен сам и убеждает других, что кино будет о его боксерской карьере. Он жилистый и разболтанный, расслабленный и быстрый. Бейл с замечательной легкостью и заразительным удовольствием играет человека, на которого невозможно обижаться. Родня знает бесконечно милые слабости Дики. Его любимый притон. Мусорный бак, в который он неизменно вываливается из окна, пытаясь под кайфом успеть на тренировку к брату. А когда Микки (естественно, по требованию подружки) отказывается от его наставлений, выясняется, что Дики все-таки талантливый боксер, куда способнее брата-трудяги, который без него не мог додуматься даже до двухходовой победной стратегии. В каком-то смысле Микки и Дики - не просто два главных героя фильма, но и две его сущности, две разные возможности прочтенья. Простак Микки - Уолберг - примерно то, чем «Боец» может показаться на предвзятый или невнимательный взгляд. Вертлявый Дики - Бейл ближе к тому, что фильм представляет собой на самом деле. Но главное тут баланс. Дэвид О'Расселл идеально уравновешивает язвительность сочувствием, мелодраму - социальной сатирой. Играет по правилам спортивного кино и одновременно издевается над ними. В итоге «Боец» - очень тонкая работа в грубом жанре. Там все, как надо, как принято - и в то же время совершенно наоборот. Кажется, так не бывает, но вот же - бывает.
| |