|
В Санкт-Петербурге открылась выставка «Прадо в Эрмитаже». «Литерными» посетителями стали президент России Дмитрий Медведев и испанский король Хуан Карлос I, открывшие перекрестный Год России и Испании. Вместе с первыми зрителями на выставке побывала корреспондент «Известий».
У дверей Николаевского зала Эрмитажа царило настоящее столпотворение. «Мы с женой в Питере всего один день, - поделился с "Известиями" мужчина. - Когда узнали о Прадо, решили всем остальным пожертвовать».
Нетерпение посетителей понятно: никогда прежде испанцы не вывозили за пределы страны такое масштабное живописное собрание. Разве что в 1939-м, во время гражданской войны, когда шедевры Прадо экспонировались, а по сути, спасались в Швейцарии. И вот в Петербурге, на другом, как выразился директор Прадо Мигель Сугаса, конце Европы, - Рубенс, Рафаэль, Пуссен, Гойя, Тинторетто, Тициан, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Мурильо, Веронезе, ван Дейк...
«Наши коллеги из Испании были щедры», - заметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая экспозицию. - «Эта выставка - "слепок" с Прадо».
Вошедшие действительно увидели потрясающий «слепок». Кто-то застыл перед «Святым семейством» Рафаэля. Кто-то разглядывал парадные королевские портреты - знаменитые габсбургские носы на полотнах Веласкеса. Кого-то заворожили тициановская «Венера с Амуром» или «Персей, освобождающий Андромеду» Рубенса. Многие воспринимали королевских особ и библейских героев как добрых знакомых. «У Марии Медичи щитовидка не в порядке, посмотри на шею», - обеспокоенно говорит спутнице пожилой господин, стоя перед портретом кисти Рубенса. «Ой, коленочки-то у нее все в ямочках», - всплескивает руками женщина, разглядывая «Венеру» Тициана. «Ну и народу собралось, прям как здесь!» - удивляется юноша перед «Подъемом шара Монгольфера в Аранхуэсе» кисти Карнисеро.
Портрет русского посла Петра Ивановича Потемкина, написанный в 1681 году Хуаном Карреньо де Мирандой, посетители искали целенаправленно. Его Михаил Пиотровский привел в подтверждение давних и прочных связей России и Испании. Видно, что на художника угрюмый человек в богатой шубе и огромной меховой шапке произвел сильное впечатление. Есть в Николаевском зале Эрмитажа и еще одна «русская» картина: Гойя изобразил генерала Хосе де Уррутию с орденом Святого Георгия, который за участие в Крымской кампании пожаловала военачальнику Екатерина Великая.
Эрмитаж отправил в Прадо 170 своих шедевров. Среди них есть работы художников, приехавших к нам из Мадрида. «Мы старались сделать перекличку: в ответ на Тициана из Прадо мы отправляем своего Тициана - "Святого Себастьяна"», - прокомментировал это решение Михаил Пиотровский.
| |