|
Совет безопасности ООН ввел санкции против режима Муаммара Каддафи. Кроме того в Совбезе договорились не начинать военное вторжение ООН или НАТО, а вот вопрос о ситуации в Ливии должен быть передан на рассмотрение прокурора международного уголовного суда.
Тем временем, введение международных санкций против Ливии ставит под угрозу поставки российского оружия на довольно крупную сумму. Подробности - в материале корреспондента «Вести ФМ» Инессы Алексеевой.
В Ливию запрещено поставлять оружие, семью Муаммара Каддафи в полном составе и его ближайших соратников лишили возможности выезжать за границу, банковские счета ливийского лидера заморожены. Санкции против режима Каддафи Совбезу ООН дались непросто. Обсуждение длилось 9 часов, выверялась каждая буква документа. Его проект подготовили еще 25 февраля делегации США, Великобритании, Франции и Германии. Россия резолюцию Совбеза поддержала. Виталий Чуркин, постоянный представитель России в ООН, заявил, что наша страна считает неприемлемым применение военной силы против мирных демонстраций:
«Самое глубокое сожаление вызывают многочисленные жертвы среди гражданского населения. Мы осуждаем и считаем категорически неприемлемым применение военной силы против мирных демонстраций и любые другие проявления насилия, настаиваем на безотлагательном прекращении подобных действий».
Россия призвала ливийские власти выполнить поддержанные Советом Безопасности требования. Это, по словам дипломата, необходимо, чтобы предотвратить полномасштабную гражданскую войну и сохранить Ливию в качестве единого, суверенного государства.
Совет так же проголосовал за обращение в Международный уголовный суд в Гааге. Там должны расследовать совершенные в Ливии преступления против человечности. При этом, как заявил Виталий Чуркин, резолюция не дает право на силовое вмешательство во внутренние дела Ливии:
«Урегулирование ситуации в Ливии возможно исключительно в случае её перевода в политическое русло. Именно на это нацеливает принятая резолюция Совета Безопасности, вводящая адресные, четко выверенные рестриктивные меры в отношении виновных в насилии против гражданских лиц, но не дающая даже косвенной санкции на силовое вмешательство в ливийские дела, что могло бы лишь усугубить обстановку».
Вопрос о ситуации в Ливии передадут на рассмотрение прокурора Международного уголовного суда. А введения санкций, по словам экспертов, не следует ожидать раннее середины марта.
Тем временем, по данным ООН, в ходе беспорядков в Ливии уже погибли более 1000 человек. А ливийские власти грозят еще более ужесточить действия в отношении мятежников. Заместитель представителя Ливии в ООН Ибрагим ад-Даббаши призвал Совет безопасности ООН ввести санкции против Каддафи и его сподвижников немедленно:
«Режим Триполи потерял всякое доверие. Данная резолюция представляет собой моральную поддержку нашему народу, который продолжает сопротивление. Документ поможет положить конец фашистскому режиму, который все еще существует в Триполи».
Введение международных санкций против Ливии негативно скажется на российском военном экспорте. В начале прошлого года Россия договорилась с Ливией о поставке стрелкового оружия, учебно-боевых самолетов Як-130 и различной бронетехники на сумму в 1 миллиард 300 миллионов евро. Но эта, казалось бы, огромная цифра не является существенной в пакете российских военных заказов, объясняет замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко:
«Весь пакет российских экспортеров оценивается в сумму от 40 до 45 миллиардов долларов. Ливия - это не более 5% от всего заказа. Она даже не входит в пятерку лидеров. В пятерку входят Индия, Венесуэла из стран этого региона, Алжир, Сирия, но Ливия в пятерку не входит».
Помимо готового вооружения, Россия поставляет Ливии запчасти и проводит модернизацию техники еще советского производства, заметил эксперт, но возможны и перспективные сделки:
«Вот если говорить о потенциальных контрактах, то это были бы контракты из области ПВО и, возможно, небольшие партии современных истребителей. Теоретически Ливия могла бы стать стартовым заказчиком новейшего истребителя "Сухой-35".
Эксперты оценивают эти возможные сделки на общую сумму около 2 миллиардов долларов.
| |