|
В Суздале прошел главный смотр отечественной анимации, 16-ый Открытый российский фестиваль анимационного кино. Участники вспоминали классиков, а члены жюри решили поддержать молодежь.
В этом году 16-ый Открытый российский фестиваль анимационного кино работал при открытых дверях. Никаких бейджиков или билетов не требовалось. Зал «Турцентра» в Суздале с трудом вмещал всех, кто любит мультфильмы, кто их снимает, смотрит и, в целом, болеет за индустрию.
В программе: детские утренники, информационные показы, семинары, международный конгресс, круглые столы и, конечно же, конкурс, объединивший на одном экране студентов, дебютантов и мэтров. Четыре дня участники фестиваля заряжались энергией самого живого, свободного и емкого искусства анимации. Как сказал председатель Оргкомитета Сергей Лазарук: «Здесь взращивались здоровые амбиции и пресекались нездоровые комплексы».
За спинами классиков
В прошлом году молодых аниматоров журили за то, что они переносят на экран собственные комплексы, не задумываются о вечных ценностях и работают за себя и за того парня, что приводит к профессиональной хромоте.
Сценарист, режиссер, художник, аниматор- это разные профессии, требующие полного в себя погружения. Если не будет пересмотрена система образования, они могут исчезнуть с лица анимации. ВГИК, где, собственно, и выращиваются кадры, невольно подталкивает студентов к аутентичному общению с компьютером. Педагоги сами признаются, что это менее хлопотно, чем коллективный труд. Выходит такой студент на волю с амбициями, якобы, готовый все делать сам, но деньги на фильм получает из государственной казны. А государству не интересны его личные переживания, фантазии и комплексы. Что же делать? На помощь пришли классики! Благородно, востребовано и за так...
Вдогонку за юбилеем Чехова режиссер Надежда Бойко осилила «Письмо к ученому соседу» (конкурс дебютов), переведя эпистолярный жанр в 3D. Один сосед пишет другому письмо с предложение познакомиться и обсудить научные вопросы с позиции «здравого смысла». «Этого не может быть, потому что не может быть никогда»- крылатая фраза Антоши Чехонте расшифровывается буквально. Есть иллюстрированные доктрины, антитезы, глубина и красота кадра, воздух движения, жажда общения, но все это ради 3D? Такого Чехова перечитывать не хочется. Смотреть- любопытно.
Режиссер, сценарист, аниматор и художник Михаил Лисовой к столетию смерти другого классика создал мультфильм «Свободный человек Лев Толстой» (конкурс короткометражных фильмов). Он перенес в анимацию дневники Василия Розанова- спутника писателя по Ясной Поляне, снабдив визуальный ряд ироничными метафорами и нарочитой неопрятностью. Это касается и внешнего облика Льва Николаевича, и его окружения. Чернокожие рядом с ним пашут и танцуют, сам он с ножками, будто криво пришитыми, ходит, странно подпрыгивая, мысли философские вставлены так, что звучат анекдотично, в общем, осмеян, а на самом-то деле уважаем и страстно любим Лисовским. Он ни о чем говорить не может, все цитирует великого классика: «Жизнь, окружающая меня, становится все безумнее, и безумнее: еда, наряды, игра всякого рода, суета, шутки, швыряние денег, живя среди нищеты и угнетения, и больше ничего. И остановить это, обличить, усовестить нет никакой возможности. Глухие скорее услышат, чем кричащие не переставая», «Я убедился, что Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться».
Совсем иначе выглядит текст Толстого в фильме «Чем люди живы» (режиссер Надежда Михайлова, конкурс короткометражных фильмов). По притче ангел Михаил изгнан Богом с неба за ослушание. Должен он теперь найти ответы на вопросы о смысле жизни человеческой. И ищет их, работая среди людей сапожником. Находит ответы- в вере, ибо люди живы любовью, а Бог и есть Любовь. Картинка на экране смотрится как рукотворная, но это компьютерная графика. И подмена свозит во всем. Высокое кажется напыщенным. Вечное- бренным. Для детей- много необъяснимой смерти, для взрослых- наивной сказки.
Следующий классик- Юрий Коваль. Благодаря его рассказу случился фильм «Шатало» (режиссер Алексей Демин, приз за лучшую драматургию). Демин- в анимации фигура известная, он не в первый раз обращается к проверенной временем литературе. Говорит честно: «Если мой фильм получился, спасибо Ковалю, безумно интересно с ним работать!». Тонкий карандашный рисунок вздрагивает, пульсирует как живой. Он- девочка и старик, сердце и голос, погода и настроение. Он- воздух и озеро, колодезная вода и черный кот, который является «эпицентром» событий. Каждая деталь обласкана глазом режиссера-художника, наполнена особым смыслом. Кстати, согласно зрительскому рейтингу (на фестивале традиционно плюс к жюри голосуют все участники) «Шатало» занял первое место, собрав самое большое количество голосов- 176. Плевок в вечность
Юрий Норштейн- обязательный участник Суздальского кинофестиваля. Он смотрит всю программу, передает опыт на мастер-классах и просто в личных беседах, подписывает собственные книги и катается на лыжах. С лыжами в этот раз- не получилось. Мастер только оправился от перелома ноги, ходит с палочкой. Он проповедник «здоровой обуви»: зимой и летом ходит босиком, правда, зимой только в помещении.
Зато в фильме «Дедушкин валенок», голосом которого он стал, герой не только ходит в валенках, он в них спит, купается, в общем, живет. Сценарий написан по рассказу Михаила Пришвина, режиссер Октябрина Потапова. Самые простые валенки переходят в категорию вечных ценностей. Во-первых, потому что ребенок в фильме сказал: «Все на свете имеет конец, все умирает, и только дедушкин валенок вечен». Во-вторых, это же Норштейн... Незаурядное вмешательство мэтра в звуковую палитру фильма не могло остаться незамеченным: ему вручили приз фестиваля «за актерский и вокальный дебют», лишив, тем самым, реальных дебютантов ожидаемой статуэтки.
Дебют Светланы Зуевой «Тетушка крапива» (альманах для самых маленьких) выдает краткое руководство: как вытоптать цветы на клумбах, нагнать дремучих сорняков, победить их и вырастить новую красоту с помощью обыкновенной лейки. Пришвину такое и не снилось...
Дебют Сергея Орлова «Техподдержка реальности», по сути, анекдот из интернета. Автор- не профессионал, он просто захотел и сделал мультфильм, к которому шел несколько лет. Ограбление квартиры- метафора технической поддержки. Фильм снят вопреки всем правилам анимации, ошибка висит на ошибке, но это не отнимает у него очарования и чувства юмора.
В фильме Юлии Титовой «Сергей Прокофьев» (приз за лучшее изобразительное решение) в вечность заброшен четвертый апельсин («Любовь к трем апельсинам»), трансформирующийся в солнце. Изображение берет верх над драматургией, текстом, смыслом; проживает свою убедительную историю, слегка комментируя музыкальный ряд. Вот разлетаются рояли, когда Прокофьев играет, оживают ноты, седеет трава, под каблуками большевиков всхлипывают раздавленные апельсины...
Режиссер Дмитрий Геллер в вечность выпустил воробья- фильм «Воробей, который умел держать слово» (приз за лучший детский фильм). Это вторая экранизация рассказа «Честное слово» советского классика Леонида Пантелеева. Первый фильм был снят на студии «Экран» в 1978 году Марианной Новогрудской. И, несмотря на прошедшие годы, пионерский галстук выглянул из-под перьев геллеровского воробья. Автор впервые ушел от эксперимента, новаторства и рассказал в традиционной манере щемящую историю про воробья, над которым подшутили, взяв с него честное слово, что он всю ночь просидит на ветке и тогда выглянет солнышко. Гроза, ливень- воробей чуть не погиб, но пост не покинул. Слово дал? Держи! «Будь готов!» «Всегда готов!» словно витает в воздухе. А почему бы и нет?
Непрощенный подарок
Девичий характер нынешнего жюри (Бисярина Нина, Журавлева Анастасия, Скворцова Елизавета и Шепилова Анна) проявился в выборе гран-призера фестиваля- фильма «Подарок». Единственный мужчина, он же председатель жюри- профессор ВГИКа Станислав Соколов, прежде чем вынести вердикт на всеобщее обсуждение, предупредил: «Мы решили поддержать молодых аниматоров. Мэтры- обуржуазились, не предъявили ничего нового, остались в плоскости прежних открытий, за которые уже были неоднократно награждены. Мы решили поддержать все новое, прогрессивное».
И тут что-то не сошлось. «Подарок» Михаила Дворянкина- продукт вторичный. Автор был художником «орденоносного» фильма «Девочка дура» Зои Киреевой, и теперь, как режиссер, сделал самостоятельную работу, но в продолжение темы.
Часть первая. На дворе 70-е. Мама и сын. Мальчик вырезает из картонки восьмерку. Пишет открытку. Мама заботливо перевязывает подарок ленточкой. Идиллия. Часть вторая. Праздник 8 марта. Школа. Вакханалия. Дети дерутся. Ржут. Жуют, как лошади, жвачку из 90-х. Все лица отвратительны. И девочка, для которой подарок, ничем от них не отличается. Мальчику трудно, он не такой- как они. Что будет дальше? Взросление....Одиночество.... Михаил Дворянкин потратил много сил на эту работу, рисовал на кальке, шел к финишу три года. Его рисунки честны в своем уродстве, но никаких открытий он не сделал. Он повторил себя.
Гораздо глубже и тоньше по психологии мультфильм «Непрощенный» из коммерческого сериала «Смешарики». Сценарист Алексей Лебедев и режиссер Роман Соколов наградили Кроша комплексом вины. Что-то не сделал из намеченного, не успел, не осилил, значит, надо себя наказать. Но выдержать наказание силы воли не хватает. Значит, и за это «в угол». Процесс бесконечен. Если включить «внутреннего прокурора» и не давать ему отдыха, то от жизни, как таковой, ничего не останется.
Вот и разберись, какие мультфильмы снимать, и что лучше: притчи сказывать, сказки, классиков цитировать, просвещать, развлекать, шутить, с собою разбираться или со всем человечеством?
| |