|
Идея Саакашвили о едином Кавказе вызвала бурную дискуссию среди грузинских и зарубежных аналитиков. Одни считают, что президент Грузии пытается отомстить России за проигранную войну, другие полагают, что только так можно добиться мира в нестабильном регионе.
В числе оппонентов концепции единого Кавказа - представители левоцентристского экспертно-аналитического фонда «Центр для американского прогресса» (Center for American Progress), поделившиеся своими соображениями с New York Times. Политику Грузии в отношении Северного Кавказа они считают ошибочной и усиливающей напряженность.
«Независимо от мотивов грузинского правительства, эта политика неизбежно будет рассматриваться в Москве как призванная поддерживать нестабильность», - считают эксперты американского центра. Автор газетной статьи пишет: «В свете риторики Саакашвили по поводу "объединенного Кавказа" все его последние решения по поводу виз и продвижения русскоязычного телеканала для жителей Северного Кавказа выглядят как преднамеренные провокации».
Будет неудивительно, говорится в статье, «если идея объединенного Кавказа не подразумевает просто зону свободного экономического и культурного обмена, а относится к политическому будущему, в котором Россия потеряет контроль над всем регионом».
Между тем в Тбилиси считают, что Россия идет к потере контроля над Северным Кавказом без усилий извне. Грузинские эксперты уверены, что в конечном счете контроль над Абхазией она уж точно потеряет. По их мнению, когда Грузия станет процветающим европейским государством, Абхазия при таком соседе не захочет оставаться бесправной губернией на задворках Российской Федерации.
«Конечно, - продолжает New York Times, - у Саакашвили уже есть возможность начать процесс открытия границ на Кавказе, признав, что в будущем Грузия не будет править Южной Осетией и Абхазией. Примирение с Москвой дает гораздо лучший шанс на создание открытого, объединенного Кавказа, чем любые альтернативные решения. Если видение "объединенного Кавказа", по сути, подразумевает экономическую интеграцию и сотрудничество, для Грузии и России лучше ничего и не придумаешь. Однако если же это лишь лозунг для возобновления усилий по захвату этих потерянных территорий, следует увидеть в нем лишь еще один пример зацикливания Саакашвили на "реинтеграции".
Между тем совершенно очевидно и то, что Кавказ сильно пострадал от закрытия границ, двадцатилетних конфликтов, территориальных споров, и движение вперед здесь необходимо. Но, отмечает американское издание, это остается невозможным, пока стороны конфликта отказываются поддерживать друг с другом любые официальные дипломатические контакты.
Также "отказ идти на компромисс по территориальным спорам гарантирует, что возобновления нормальных экономических и политических отношений не будет". Это, в свою очередь, "гарантирует, что регион продолжит отставать от других с точки зрения экономической производительности и улучшения уровня жизни".
Тем временем Саакашвили в интервью местным и зарубежным СМИ разъясняет актуальность и безобидность для Москвы идеи единого Кавказа. Так, в беседе с британским The Independent он ответил на вопрос "некоторых западных друзей, зачем нужен Северный Кавказ, и не будет ли он лишней головной болью". Грузинский президент напомнил, что "нерегулярные силы Северного Кавказа вместе с российскими войсками вошли в Грузию", "грабили, убивали", и у страны нет другого выбора, как находиться с ними в хороших отношениях. Он констатировал, что Россия не признает границ Грузии, ее правительства, и российские ракеты размещены в 40 км от грузинской столицы. А в интервью телеканалу "ПИК" заверил, что Грузия выступает против пересмотра границ на Северном Кавказе.
"Мы ни в коем случае не сторонники пересмотра границ, мы сами пострадали от односторонней попытки пересмотра границ Российской Федерацией. Никто так, как Грузия, не понимает четкость и нерушимость границ, и в этом смысле России ничего не грозит", - пояснил он.
По его мнению, "Кавказ станет мирным, когда границы будут символичными, но они будут, когда паспорта будут второстепенными, и когда этническое происхождение мало что будет означать, и все будут понимать, что они жители одного региона".
Что же касается вопроса безвизового режима для граждан, проживающих на Северном Кавказе, который российские власти расценили как "провокацию", Саакашвили рассказал, что множество семей на Кавказе разъединены. При этом у них общие предки, общие могилы, и они страдают от миграционной политики как России, так и Грузии. Отмена визового режима для северокавказцев, считает он, освободила их от унижений и препон, связанных с получением виз, и облегчила жизнь десяткам тысяч грузинских семей.
Саакашвили также не видит опасности в том, что безвизовым режимом могут воспользоваться нежелательные элементы. По его данным, после отмены виз границу Грузии пересекли 60 тысяч человек, и "ведут они себя примерно". Что же до вооруженных групп, им не нужны официальные пункты пропуска, а граница защищена надежно, считает он.
Часть грузинских экспертов разделяет мнение президента страны, в то время как другие указывают на то, что в идее объединения Кавказа гуманитарная составляющая, равно как компонента усиления безопасности, не доминируют.
Иные же признают идею Саакашвили здравой, но рекомендуют отложить ее до тех пор, пока Грузия урегулирует проблему собственной территориальной целостности. При этом в относительно краткосрочной перспективе рассматривается мирное возвращение Южной Осетии, а в долгосрочной - Абхазии. Правда, грузинские, российские и иностранные эксперты по-разному видят такое будущее. Так, в Тбилиси полагают, что путь реинтеграции Южной Осетии обусловлен естественным историческим ходом событий, хотя во многом он проходит через экономическое благополучие Грузии, которое, убеждены они, не за горами.
Другой версии придерживается писатель и политолог Александр Проханов, заявивший, что "в Кремле разрабатывают несколько сценариев по Южной Осетии, один из которых предполагает ее сдачу Тбилиси в обмен на исчезновение с политической арены президента Грузии Михаила Саакашвили". То есть, пояснил он, "на выборах в ЮО победит малоизвестный кандидат, после чего народ решит, что республике лучше находиться в составе Грузии".
Аналитики же из Center for American Progress считают ситуацию с возращением Абхазии и Южной Осетией более сложной. Они отмечают, что вариант разрушения существующих в Грузии "берлинских стен" находит отклик у многих на Западе, но сами они находят его маловероятным. Более реальным, по мнению экспертов, был бы процесс трансформации конфликта, при котором произошло бы ослабление напряженности, сближение людей, проживающих на линии разделения, укрепление доверия, налаживание торговых связей и контактов между властями, прекращение вражды сторон и нахождение совместных путей решения конфликта.
Представители Center for American Progress также не скрывают, что такой вариант устроит и США, поскольку они ориентированы содействовать решению конфликтов в Грузии с сохранением ее территориальной целостности. По их мнению, в начале 2011 года появилась реальная возможность для урегулирования, и в этом контексте администрация США должна призвать стороны принять план "по продвижению на краткосрочную перспективу". План состоит из трех пунктов: Россия берет обязательство о неприменении силы против Грузии, власти Грузии, Абхазии и Южной Осетии заключают соглашение о решении гуманитарных проблем и проблем защиты прав человека, вносятся изменения в политику Грузии и России, препятствующую прогрессу.
От США также требуется, указывают в Center for American Progress, выступить с серией заявлений о том, что урегулирование конфликтов и нормализация российско-грузинских отношений заложены в основу политики Вашингтона в этом регионе. Кроме того, администрации Обамы следует продвигать идею, в соответствии с которой перед августовской войной 2008 года все стороны создали неустойчивую и опасную ситуацию, которая, в конечном итоге, привела к началу боевых действий.
Также аналитики центра считают, что США должны содействовать нормализации грузино-российских отношений, разработать политику в вопросах поставок оборонительных вооружений, соответствующую процессу мирного урегулирования, и т.д.
При этом они подчеркивают, что параллельно в Абхазии и Южной Осетии должны быть созданы зоны запрета на размещение и ношение оружия; в этих регионах, кроме того, следует постепенно сокращать численность войск с доведением его до предвоенного уровня. Акцент также сделан на расследовании военных преступлений.
Ирина Джорбенадзе
| |