|
Российские школы пока не особенно стремятся нанимать бывших военных, да и сами отставники не спешат переквалифицироваться в учителей
Болеслав Кушнеренко, майор запаса, преподает в одной из московских школ ОБЖ (основы безопасности жизни) и обществознание. После окончания Курганского высшего военно-политического авиационного училища он 11 лет проработал в НИИ им. Чкалова в Ахтубинске и еще шесть лет - психологом полка в части инженерных войск в Нахабине. «В 2005 г. я решил уйти из армии по собственному желанию, - вспоминает Кушнеренко. - За год до увольнения к нам в часть приехали на сборы десятиклассники, а вместе с ними - замначальника управления образования Южного округа Москвы. Познакомились, поговорили - оказалось, что в школах требуются замдиректора по безопасности и что со своим опытом я бы мог вполне претендовать на эту должность». В управление Кушнеренко обратился сразу после увольнения, там ему дали список школ со свободными вакансиями. Выбрав территориально наиболее удобную школу, бывший военный пришел на собеседование к директору, и та буквально через неделю пригласила его на работу. Параллельно Кушнеренко стал преподавать ОБЖ, а год спустя после того, как окончил Московскую юридическую академию, - обществознание. «Когда я только пришел в школу, там не было ни одного мужчины», - улыбается Кушнеренко. По его словам, работать в школе непросто даже военному: «Старшеклассники сейчас очень продвинутые, только учебной программой с ними не ограничишься, нужно постоянно быть в курсе всех событий». Но у военных есть свои преимущества: они умеют поддерживать дисциплину и выстраивать отношения в подростковых группах, в которых на командные роли могут претендовать отрицательные лидеры, говорит Кушнеренко. Призадумались С идеей направлять уволенных в запас военных в школы выступил президент Дмитрий Медведев. «В школе у нас не хватает мужских рук и просто мужчин», - отметил он на совещании, посвященном вопросам занятости населения. Военные могут быть учителями различных дисциплин, а не только ОБЖ и военной подготовки, добавил президент. Но пока подобные примеры - довольно большая редкость. На вопрос корреспондента «Ведомостей», могут ли министерства договориться о предоставлении мест в школах офицерам запаса, в Минобороны ответили, что «они сейчас об этом думают». В Министерстве образования сказали, что вопросы управления школами находятся в ведении регионов и муниципалитетов. «Максимум, что мы можем сделать, - это разослать рекомендации, которые выглядят как обобщение какого-то опыта, - пояснили в пресс-службе ведомства. - Регионы очень ревностно относятся к своим правам и негативно воспринимают любое давление свыше». Требуют переобучения «В военном, который приходит устраиваться на любую должность в школу, ценными профессиональными качествами, конечно же, являются качества военные», - говорит Илья Новокрещенов, директор московской школы № 353 им. А. С. Пушкина. При назначении замдиректора по обеспечению безопасности (ОБ) школа пользуется типовой должностной инструкцией, в которой прописаны квалификационные требования к кандидату. Одно из них, отмечает Новокрещенов, - наличие у человека военного образования. Если же уволенный в запас претендует на должность учителя, то ему необходимо пройти курсы повышения квалификации, говорит он. За 19 лет по программам переподготовки военнослужащих в «Мирбисе» переобучилось более 4500 человек, рассказал Валерий Залко, проректор по программам повышения квалификации и переподготовки «Мирбиса». По его словам, до 2006 г. финансировать обучение помогало Минобороны, с 2006 по 2008 г. - различные фонды и ассоциации и последние два года институт развивает программу за счет собственных средств. После переобучения бывшие военные уходят в основном в коммерцию, говорит он, - в торговые компании, банки или открывают собственный бизнес.
| |