После распада СССР в Латвии осталось жить немало представителей различных национальностей, в первую очередь - русских. О латвийском опыте построения многонационального государства «Росбалту» рассказал президент Института европейских исследований, председатель Объединенного конгресса русских общин Латвии Александр Гапоненко.
- Насколько я понимаю, Конгресс проповедует мультикультурализм, сохранение национально-культурной самобытности русской общины...Но на государственном уровне считается, что в Латвии должна развиваться единая культура - латышская, и все желающие здесь жить должны влиться в эту культуру?
- Я бы сказал иначе - здесь этнократическая система. Наверху пирамиды высшие бюрократы - латыши, в самом низу - широкий слой низкоквалифицированных рабочих и безработных не латышей, а в средней части - всех понемногу. Культура здесь - просто инструмент для поддержания этой этнократической пирамиды. Скажем, языковые инспекции, которые регулярно проверяют, штрафуют, наказывают за недостаточное знание языка.
- Получается, этническая принадлежность к латышам - де-факто одно из требований, чтобы попасть в государственный аппарат?
- В государственном аппарате 92% латышей и 8% всех остальных, а именно - ассимилированных русских и поляков. В стране в целом латышей 52%. На высших же должностях находятся только латыши. Это этническое государство, в котором язык используется как инструмент проведения этнической политики. Европа выделяла большие средства на обучение не латышей латышскому языку, но деньги были использованы крайне неэффективно, оседали в карманах чиновников аппарата управления курсами по обучению языку.
- Значит, политика по ассимиляции не проводится?
- Реально нет. Хотят сохранять эту социальную пирамиду, хотят, чтобы не латыши не знали толком язык, занимали места в самом низу и не претендовали на большее. Это заметное отличие от России, где исторически господствовал имперский принцип: в верхах всегда было немало не русских, в разное время - немцев, евреев, кавказцев.... Конечно, тут есть и количественная проблема: если в Риге больше 50% не латышей, а русскоговорящих, то они вполне самодостаточны и живут своей собственной жизнью.
- В России мы все время слышим про необходимость построения единой общности - российского народа. А в Латвии про необходимость формирования латвийского народа говорят?
- Это то, о чем я все время говорю. Русские на это согласны, выступают «за». А вот латышская бюрократическая элита этого не хочет. Боится, что это ухудшит ее положение. Кроме того, этнократию все время подзуживают из-за океана. Повыступали в Латвии против газопровода - и газопровод прошел в обход Латвии, России и Европе за это надо платить больше денег... США совершенно не стремятся помогать экономическому усилению Европы, ведь Европа для них помимо прочего - конкурент. За политикой США стоят вполне понятные материальные интересы.
- В эту схему не вписывается избрание русского мэром Риги.
- Это событие случилось два года назад, когда накопилось недовольство тяжелым материальным положением и непонятными перспективами. Тогда на волне народного недовольства не только в Риге, но и в ряде других крупных городов, где много русскоязычного населения, во власть на местном уровне были избраны не латыши. И ничего, все довольны, через год будут новые выборы, думаю, его опять изберут. То есть на уровне городов полиэтническая модель понемногу реализуется, но на уровне республики нет. Что касается мэра Риги, тут надо учесть, что он молодой человек, получивший образование в Дании, говорит свободно на русском, латышском, английском и датском. Он не просто русский, а скорее русский европеец.
- Приход русского мэра изменил этническую расстановку внутри рижских властей?
- С приходом нового мэра в Риге во власть пришло немало людей с хорошим административным опытом работы в советской Латвии - и латышей, и русских. Раньше их никуда не брали, боялись, а новая мэрия взяла, и они хорошо работают.
- Какие-то организации, ставящие во главу угла идеологию, а не национальную принадлежность, в Латвии есть?
- Такие попытки делаются, но как показывают итоги последних выборов, голосование все равно идет по этническому принципу. Скажем, в списке партии есть и русские и латыши, в результате в латышских районах вычеркивают русских, в русских - латышей. Вместо того, чтобы задуматься об этих кандидатурах по существу...
- Из Латвии идет массовый отъезд в Европу. Население Риги сократилось с 900 до 700 тысяч. Кто уезжает? Русские?
- Большей частью латыши. Причем большинство отъезжающих хотят уехать насовсем, ассимилироваться в Европе и не возвращаться.
- Никаких мигрантов с юга у вас тут не видно...
- Кризис. Работы нет. Безработица 15-20%. Наши граждане и не граждане сами мигрируют в поисках работы. Клубнику собирают в Европе, строители массово уехали. А у вас работа есть, мигрантов много, по-видимому слишком много, в результате пошел стихийный процесс консолидации русской нации. Российские власти не думают об интересах русских, русской нации как об отдельном предмете, с которым надо считаться. И, если об этом не начнут всерьез думать в ближайшее время, то и Путина и Медведева просто сметут. Этническими процессами надо управлять, об этнических конфликтах создана целая наука. А в России все делается по факту. Если же вернуться к Латвии и вопросу о мигрантах, то у меня есть опасение, что недаром скуплены и не используются огромные количества земли в Латгалии, где очень низкая плотность населения - в восемь раз ниже чем в среднем в Европе. Вполне возможно, что к нам хотят перенести из развитых стран Европы ряд производств вместе с теми не ассимилированными рабочими-мигрантами, которые эти производства обслуживают. Например, турками из Германии, с которыми немцы не знают, что делать...Китайцы тоже очень много земли здесь приобрели.
- Вы полагаете, в ЕС думают такими категориями - куда бы сдвинуть мигрантов вместе с обслуживаемой ими промышленностью?
- Вне всякого сомнения. Полагаю, думают и о гораздо более жестких вещах. О том, как снизить рождаемость среди мигрантов, например... Знаю, что в Румынии был скандал по поводу широко пропагандируемых там прививок против рака для цыганских девочек, которые, как выяснилось, понижают способность к деторождению... О таких вещах не любят говорить ни европейские, ни русские интеллигенты. Но это есть.
- А как чувствует себя в Латвии русский бизнес?
- Было время, когда бизнес был в большей степени русским. Это была ниша, доступная русским, и они ее заняли. Потом ситуация изменилась интересным образом. Вот, скажем, строительство. Крупные подряды получают латышские фирмы, где сидят одни менеджеры. Эти менеджеры нанимают на выполнение работ русские строительные фирмы, русские бригады - за совсем другие деньги. Не хочешь - не работай, других найдут. Этнократический принцип в применении к бизнесу. Если же говорить в целом, то сейчас в бизнесе в равной степени представлены и латыши, и не латыши.
- Как бы вы оценили уровень образования в современной Латвии по сравнению с советским периодом? Удалось что-то добавить, благодаря ЕС, или скорее произошла потеря прежнего уровня?
- Уровень образования безусловно упал где-то вдвое. Я преподаю в вузах уже почти три десятка лет, сейчас принимаю экзамены и в русских, и в латышских группах, так что могу сказать и за тех, и за других. Уехало слишком много ученых - русских и евреев.
- У меня сложилось впечатление, что русский язык понимают абсолютно все - в том числе и латышская молодежь, которая вроде русский в школе не учит...
- Да, русский язык востребован несмотря ни на что. В сервисные компании без русского языка просто не возьмут. Поэтому стимул учить русский есть, появились частные институты, где обучение идет на двух языках - русском и латышском. Ну и английский - его здесь тоже практически знает все молодое поколение. Это сильно облегчает ассимиляцию в Европе. Но это же может завести в тупик Латвию как национальное государство.
- Напоследок не могу не заметить, что отношение к приезжим из России очень доброжелательное, нам не только с готовностью отвечали на любые вопросы, но и в инициативном порядке давали полезные советы...
- В повседневной жизни никаких проблем и напряженности между русскими и латышами нет, и в хорошем отношении к туристам можно не сомневаться...
Беседовала Татьяна Чеснокова.