|
Сразу после первой тренировки в качестве главного тренера ЦСКА литовский специалист дал интервью «СЭ».
- Как прошло занятие?
- Конечно, игроки старались. Многие, в том числе и журналисты, предупреждали меня: в ЦСКА дела обстоят не лучшим образом. Но мои подопечные сегодня продемонстрировали хорошее желание работать. Понятно, что это отчасти является следствием их желания на первой тренировке нового тренера как следует показать себя. И тем не менее. Безусловно, работа нам предстоит большая. Я, например, прилетел в Москву только сегодня утром и даже не успел пообедать. Ничего, пообедаю завтра. (Смеется.) Ну, или послезавтра...
- Когда вы получили предложение от ЦСКА и долго ли над ним раздумывали?
- Первые разговоры были еще осенью - перед отставкой Вуйошевича. Но это работа агентов - раздувать слухи. А когда наконец поступило конкретное предложение, то я долго не раздумывал. ЦСКА - великий баскетбольный клуб, и шанс возглавить его получают очень немногие. Для каждого тренера важно получить возможность работать в команде, способной побеждать на самом высоком уровне. И я рад, что у меня такая команда теперь есть. Причем наше сотрудничество рассчитано не на несколько месяцев, а на куда более долгий период.
Да, ЦСКА переживает не самые лучшие времена. Но я убежден, что это временное явление. Конечно, перед ЦСКА всегда может стоять только одна задача - первое место в любом турнире. И потому мы сделаем все возможное, чтобы выиграть и чемпионат России, и Единую лигу ВТБ уже в этом сезоне.
- Наверняка у вас были и другие варианты продолжения карьеры?
- Предложения были, естественно. Но я считаю неэтичным о них распространяться. Сами представьте: каково будет главному тренеру какой-либо команды прочитать в вашей газете, что его боссы рассчитывали на меня, а он был лишь запасным вариантом?
- Уже определились с помощниками?
- Не скрою, у меня есть определенные мысли по этому поводу, но сначала надо посмотреть в деле тех людей, которые работают в ЦСКА сейчас. Если они приносят команде ощутимую пользу, я проголосую за их кандидатуры двумя руками.
- Планирует ли ЦСКА в ближайшее время приобретать новых игроков?
- Знаете, если бы ЦСКА с начала сезона играл в полном составе, тогда можно было бы утверждать: мол, или все в порядке, или тот или иной баскетболист уровню команды не соответствует и его надо менять на более классного. Но ведь этого же нет. Наоборот, на протяжении всего сезона команду преследует эпидемия травм. И именно этим в первую очередь обусловлены неудачи ЦСКА. Сейчас мне надо четко понять и разобраться в возможностях тех игроков, которые есть в моем распоряжении. Ну и не забывайте, что получить качественных новичков в разгар сезона крайне сложно.
- Многие говорят, что звездным армейским ветеранам не хватает как мотивации, так и «физики»...
- Я не знаю ни одного игрока, который не хотел бы побеждать. Другое дело, что порой баскетболисты просто не могут выигрывать - в силу тех или иных обстоятельств. Повторю, наша первоочередная задача - разобраться, на что способна команда в ее нынешнем виде. И как сделать так, чтобы она вновь могла бороться за самые высокие места. При этом очевидно: летом ЦСКА ждет большая перестройка.
- В соответствии с какими принципами вы будете строить новый ЦСКА?
- Когда ты работаешь со сборной - все просто. У тебя есть определенный набор исполнителей, и ты должен строить игровую модель в соответствии с их возможностями. ЦСКА - другое дело. Это клуб с большими возможностями. Значит, я смогу подбирать игроков под свое видение баскетбола. Не буду оригинален: приоритетом для меня является защита, в которой армейцы все последние годы традиционно были очень сильны. И это неудивительно. Ведь команду возглавляли такие маститые специалисты, как Ивкович и Мессина.
Тем не менее в манере этих тренеров есть принципиальные отличия. Ивкович, как и большинство югославских тренеров, - сторонник максимально жестких схем. По большому счету нападение в югославском баскетболе - это постоянные «двойки». Да, можно сказать, что никакого более эффективного оружия попросту не существует. Но Мессина при этом давал игрокам чуть больше свободы, и потому его результаты оказались лучше. Особенность же русских игроков, как мне кажется, такова: они не могут качественно работать в условиях очень жестких схем. Закрепощаются, начинают совершать ошибки... А без классных русских игроков нельзя сделать классную русскую команду.
- Ваш первый по-настоящему большой успех в качестве тренера - победа «Жальгириса» в Евролиге 12-летней давности. В чем секрет того триумфа?
- Конечно, сейчас подобное невозможно. Мы стали лучшими в Европе, имея бюджет всего три миллиона долларов. Нынче без больших денег крупного успеха не добьешься. В те времена можно было безошибочно определить: вот это - «Жальгирис», вот это - ЦСКА, вот это - «Реал». Сейчас клубы потеряли самобытность, игроки постоянно кочуют из команды в команду. Скучаю ли я по тем временам? Думать об этом бессмысленно. Надо жить сегодняшним днем и исходить из современных реалий.
- Вы тренер-диктатор или все-таки демократ?
- (Смеется.) Все зависит от того, где ты работаешь. Скажем, в Китае все считали, что более строгого, требовательного и эмоционального тренера нет на всей планете. Китайцы привыкли, что во время матча их наставники сидят, положив руки на колени, и молча наблюдают за ходом игры. Так что для них я был диктатором, тираном. Меня даже прозвали Цезарем.
Зато когда я перебрался в Грецию, меня воспринимали ровно наоборот. Местные журналисты считали, что если тренер во время матча не сломал пару стульев, не выбежал несколько раз на площадку и ни разу не обругал судью - значит, он зря получает зарплату и попросту спит на играх. Хотя я не думаю, что сломанный стул добавит мне вдохновения или понимания баскетбола.
- На чемпионате мира в Турции матч вашей сборной Греции против россиян завершился скандалом. Главный тренер нашей команды Дэвид Блатт заявил, что греки специально проиграли из-за турнирных соображений.
- Я уже не раз отвечал на подобные вопросы. Если Блатт так расстроился из-за того, что его команда победила, разговаривать об этом вам лучше с ним. Со своей стороны могу заявить: в моей практике никогда не было и не будет каких-то подковерных игр.
Владимир МОЖАЙЦЕВ
| |