|
В 2009 году администрация Обамы уговаривала полковника Каддафи и его сына Сейфа разрешить вывоз из Ливии того, что осталось от ее ядерной программы - контейнеров с высокообогащенным ураном. Тогда на встрече с американским послом младший Каддафи попенял дипломату на медлительность, с которой Вашингтон вознаграждает Ливию за сотрудничество.
Сегодня, когда отец и сын Каддафи готовятся держать оборону Триполи, успех совместных американо-британских усилий по сведению к нулю способности Ливии к производству ядерного и химического оружия сложно переоценить, пишет The New York Times.
Высокие чины в Пентагоне, обсуждая возможность санкций в отношении Ливии, сходятся во мнении: сделка с Каддафи 2003 года лишила его главного козыря: возможности использования ядерного оружия и даже просто продажи материалов или технологий. Правда, у Каддафи осталось какое-то количество химического оружия - иприта, но средств для его применения, похоже, нет.
«Представьте, какой был бы кошмар, если бы нам не удалось свернуть ливийскую ядерную программу», - говорит Роберт Джозеф, сыгравший центральную роль в подписании договора 2003 года, заключенного всего через несколько месяцев после входа американского военного контингента в Ирак.
«Нельзя сказать наверняка, насколько бы продвинулась ливийская программа за последние восемь лет, но не вызывает никаких сомнений, что Каддафи использовал бы все достижения в этой области для того, чтобы удержаться у власти», - пояснил Роберт Джозеф.
Следует отметить, что в начале 2004 года по условиям заключенной сделки Ливия передала Штатам, Британии и международным атомным инспекторам огромное количество материалов, чертежей и оборудования - гораздо больше, чем ожидалось.
В распоряжении полковника Каддафи тогда было 4 тысячи центрифуг для обогащения урана, а также чертежи, необходимые для создания бомбы. Правда, в них не хватало некоторых ключевых компонентов, и все же данных было вполне достаточно, чтобы начать работы по созданию своего ядерного оружия.
| |