|
В Государственном историческом музее открылась выставка «Коллективное бессознательное». В ней представлено около 80 графических работ художников-сюрреалистов - от Джорджо де Кирико до Ренэ Магритта.
Зачем Сальвадор Дали отправил в космос слона? Почему Макс Эрнст призывает застрелить Луну? И в каком страшном сне Ренэ Магритт увидел такой урок музыки? Есть только один способ понять этих непонятных сюрреалистов - настроиться на их сюрреалистическую волну. В Историческом музее для этого создали все условия - приглушенный свет, медитативная музыка, яркая видеопроекция.
«Хотели добиться, чтобы люди шагнули из этой холодной, промозглой московской реальности в сумасшедшую разноцветную сюрреальность нашей выставки», - рассказывает видеохудожник Алексей Платонов.
В самом центре зала - инсталляция «Грани сюрреализма». Правда, на то, чтобы показать их все, кураторы этой выставки, конечно, не претендуют. Говорят, эта задача - за гранью реальности, сюрреалистическая. Но если удастся пролить свет хотя бы на некоторые грани сюрреализма - этой такой загадочной и сложной фигуры, значит, этот проект уже не зря затевался.
74 графические работы - из музеев России, США и Франции, а также из собраний частных коллекционеров. Выставку готовили больше года. Своей главной удачей и гордостью кураторы называют ретроспективу графики бельгийца Ренэ Магритта. За всю свою жизнь он написал всего 20 графических работ. Из них 12 - здесь, в экспозиции. Есть, конечно, и его знаменитая трубка. Вполне себе реалистичная была бы, если бы не подпись - прилежным почерком, по-французски - «Это не трубка».
«Ренэ Магритт хотел передать этим то, что изображение трубки, идея трубки не является трубкой, - поясняет куратор выставки Лев Платонов. - Но при этом здесь изображена именно трубка. И вот такой парадокс - он должен выбить зрителя из привычной концепции восприятия реальности, восприятия искусства».
Здесь не просто картины - здесь одни заголовки чего стоят: «Вершины лилипутских тревог», «Осеннее людоедство», «Сюрреалистический костыль». Придумать такое мог только тот, кто про себя говорил: «Сюрреализм - это я». Сальвадор Дали.
«Сальвадор Дали был адептом психоанализа Фрейда, и у Дали было самое темное, самое мрачное искусство из всех сюрреалистов, - считает Лев Платонов. - Но, возможно, это с его талантом эпатировать людей и принесло ему такую известность».
Из менее известны работы американки Доротеи Таннинг. И в качестве логического обрамления таких нелогичных сюрреалистов - их предшественник, итальянец Джорджо де Кирико. И Ханс Руди Гигер, постсюрреалист. В 80-м он получил «Оскар» за создание визуальных эффектов в фильме «Чужие». Эту картину в России многие видели. А вот другие работы оскароносного художника до этой выставки - никогда.
| |