|
Новое, что может появиться в Москве - подушевое финансирование. А это значит, что из регионального бюджета будут выделять средства не как раньше - всем поровну по смете, а исходя из количества учеников и, что немаловажно, качества их знаний.
За двоечников и троечников платить не будут, а за отличников, возможно, будут даже доплачивать.
«Это абсолютно правильное направление. Сказать, что в нем не будет локальных исключений, мелких глупостей, конечно, нельзя. Но то, что правильное решение должно привести к серьезной и правильной перестройке, я в этом уверен», - говорит директор лицея №1535 Михаил Мокринский.
О том, что это перестройка, в Минобрнауки не говорят напрямую, но реформа - это точно. Главными ее критериями в рамках программы развития образования Москвы на период до 2016 года будут эффективность, прозрачность, конкурентоспособность школ.
Прогрессивным учреждениям с высоким уровнем знаний учащихся финансовый успех гарантирован. Но даже если денег не будет хватать, то, по замыслу авторов проекта, школам разрешат заняться и коммерческой деятельностью, например, дополнительные факультативы. И если раньше по закону это было бесплатно, то сейчас платить придется родителям. Добровольные взносы могут стать обязательными.
«Деньги будут тянуть. Сейчас где-то тянут и дальше будут тянуть. Грамотный директор сделает так, чтобы эти деньги работали на школу», - считает учитель физики Андрей Хатунцев.
В Самарской области эксперимент с подушевой оплатой школ работает уже десять лет. Логично предположить, что для школ стали выгодными большие классы.
«Норматив рассчитан так, чтобы в классе было не менее 20 человек. И если даже прибавляется 26-й, то уже появляется экономическая выгода, а когда 23-22 человека в классе - это невыгодно», - объясняет Надежда Колесникова, начальник департамента образования Самары.
Десять лет самарские школы зарабатывают на том, что умеют делать лучше всего - обучать азам грамотности. Дал ли эксперимент плоды, не берется сказать никто, но в самом его начале у директоров и преподавателей возникали немалые проблемы.
«У меня есть дети, есть норматив, и я формирую смету на уровне планирования денежных расходов. Вот эта боязнь самостоятельности, а хватит ли мне расходов, а правильно ли я принял решение. Теперь я и принимаю решение и отвечаю за это», - говорит Надежда Колесникова.
В Москве до последнего времени школы финансировались по-разному. Есть просто школы, есть гимназии и лицеи. Последние получают на одного ученика из бюджета в полтора-два раза больше денег. Некоторые эксперты в области образования считают, что новая программа развития ударит по незащищенным слоям населения, увеличится отток неуспевающих в тех школах, куда деньги поступать не будут.
«Например, британцы доплачивают тем школам, которые берут себе детей из неблагополучных районов. Как известно, московская программа предполагает наоборот больше давать денег тем, где люди лучше учатся, то есть финансировать образование богатых и недофинансировать образование бедных», - утверждает Олег Смолин, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию. Еще одна немаловажная деталь: согласно новой программе, по словам московских учителей, будет существенно урезана возможность подработать - продленку, факультативы, дополнительные занятия в новой системе финансирования оплачивать учителям не будут. Педагоги опасаются уменьшения зарплаты. Правда, чтобы понять, насколько эффективна будет новая система финансирования образования, потребуется время.
| |