|
Реставрация Большого театра идет по графику и будет завершена этой осенью. Тогда он и откроется для зрителей.
Уже летом этого года в главном театре страны начнутся репетиции. В обновленном Большом количество мест в зрительном зале уменьшилось, зато они стали более удобными.
Выдумка чистой воды, муза живописи, которой в античной культуре нет и не было, появилась на плафоне Большого театра, открытом после реставрации, еще в XIX веке с легкой руки академика Титова. Официальный представитель генерального подрядчика Михаил Сидоров рассказал: «Он принимает волевое решение, он берет музу священных гимнов, и он ее выкидывает. И вместо нее рисует свою музу - музу живописи. Она с кисточкой и палитрой».
Кисточка и палитра музы - как знак поддержки художникам и реставраторам. Они последний год чуть ли не ночевали в Большом театре, по сантиметру восстанавливая то, что поначалу казалось невосстановимым. Художник-реставратор высшей квалификации Михаил Чистяков вспоминает: «Все это было в жутком состоянии - черное, закопченное». Результат – изображения муз XIX века, а вокруг новый - под старину - фон и орнаменты.
«Задача, которая стояла перед реставраторами, - восстановить плафон в том виде, в каком его увидели современники Альберта Кавоса и зрители, которые приходили в театр в XIX веке», - пояснил Михаил Сидоров. Кстати, в XIX веке стоячие места в центре партера были самыми дешевыми, потому что на зрителей капало вначале масло с огромной люстры, а потом сыпались осколки лопнувших уже газовых патронов. Собственно, пока не появилась электрическая лампа, проблемы освещения и вентиляции медленно уничтожали декор театра.
Четвертый ярус. О нем еще говорят «галерка». А раньше говорили – «раек». Сюда самые дешевые, доступные почти все слоям населения, билеты в Большой театр. Когда сцена работает, здесь, как правило, отсутствуют свободные места. И вот уникальная возможность – рассмотреть детали. Пока здесь пустые деревянные ряды, потолок в идеальном состоянии - прямо над головой. И продолжение кропотливых восстановительных работ.
Вопрос о реконструкции плафона поднимался не раз. Основательно к нему подошло советское руководство, предложившее осовременить дизайн театра, и в 1940-х годах был организован конкурс «Апофеоз искусств народов СССР». Некоторые эскизы и сейчас хранятся в театральном музее. Пресс-секретарь Дирекции по строительству реконструкции и реставрации Большого театра Евгения Васильева пояснила: «Вокруг решетки предлагалось нарисовать пятиконечную звезду, орнамент также был представлен элементами советской символики - это звезды, серпы и молоты. На одном из эскизов мы видим праздник колхозников». Были и еще проекты – «Спортивное торжество», коллаж из театральных вееров как элемент декора. Только реализовать не получилось ни один - война. В результате художникам при постоянных воздушных тревогах еле удалось сохранить то, что было.
Восстановительные работы в Большом театре будут закончены тогда, когда на знаменитую люстру будет повешен последний хрусталик XIX века. Только тогда она будет поднята к потолку, в зале заработает парадное освещение, и зрители, наконец, начнут занимать свои места. В театре говорят, что еще полгода - и работы будут закончены.
| |