|
Банк России предпринимает «пожарные» меры, чтобы сдержать инфляцию.
Во вторник он расширил границы коридора, в пределах которого может колебаться курс рубля. И на этом способы воздействия на цены, которые есть у Центробанка в арсенале, исчерпаны.
ЦБ за несколько дней задействовал все три способа борьбы с ростом цен, которые есть в его распоряжении, рассказал первый зампред Банка России Алексей Улюкаев. На прошлой неделе подняли процентную ставку (с 7,75 до 8%), теперь «стартовая цена» денег стала выше, это охлаждает вкус к спекуляциям. Тогда же увеличили обязательный размер суммы, которую банки обязаны держать на счетах в виде резерва. В итоге удастся «стреножить» примерно 100 миллиардов рублей, в противном случае они бы вырвались на спекулятивный простор.
Последний пункт программы - изменение границ валютного коридора. Напомним, что курс рубля к бивалютной корзине с января 2009 года загнан в четко очерченные рамки. Если курс держится где-то посередине коридора, ЦБ не делает ничего. Если рубль слишком сильно крепнет, Банк России покупает валюту и ослабляет его, а в случае если рубль слабеет - продает валюту и его поддерживает. Главное, чтобы курс не пересек черту. Только вот ширину коридора приходится менять. Было 3 рубля, потом 4, со вторника - 5 рублей. Теперь границы допустимого - от 32,45 до 37,45 рубля за пару доллар-евро.
Если в октябре 2010 года, когда коридор тоже расширяли, Улюкаев заверял - «момент выбран случайно, он связан с подготовкой наших внутренних бумаг», теперь скрывать очевидное смысла нет: мера направлена против инфляции. В ЦБ считают, что широкий коридор делает для спекулянтов игру на валютной бирже не слишком привлекательной. В пределах коридора курс может резко скакать, а ЦБ - взирать на это со спокойствием. Спекулянты не любят таких ситуаций. Ведь если прогнозировать взлеты и падения нельзя, как же играть?
Но в ЦБ признают: ситуация с инфляцией крайне тяжелая. Банк России выложился по полной, сделал все от него зависящее, но только его усилий может не хватить. Только один пример. Средние цены на нефть за январь-февраль - 97 долларов за баррель. Поскольку наши экспортеры, продавая «черное золото» за рубеж, пополняют бюджет, эта аномально высокая цена, коли продержится весь 2011-й, даст казне 1,5 триллиона рублей дополнительных доходов. Хорошо-то хорошо, но, чтобы эта масса не провоцировала инфляцию, ее надо «связать». Улюкаев признает: он не знает, удастся ли это сделать. Первый зампред ЦБ надеется, что новой засухи не будет, цены на продукты собьют, облегчив ввоз импортного продовольствия, а ажиотаж на рынках сахара и зерна умерят, распродав госзапасы. Но все эти шаги зависят не от него.
В то же время Улюкаев остается оптимистом: темп роста инфляции в феврале все-таки замедлился, отмечает он. Есть надежда, что со второго квартала ситуацию удастся переломить, правда, «сделать это будет очень непросто».
- Мы говорили, что возникают опасения, что значение инфляции год к году может выйти в область двухзначной величины, но сейчас высока вероятность того, что все-таки не выйдет, - сказал он.
ЦБ не отказывается от официального прогноза - 7% за год. При том что инфляция за два месяца уже накопила 3,3%. Но это не значит, что Банк России «верит» в 7%. Прогноз менять вредно. Прогноз - это не уверенность, что так и будет, а цель, которой надо достигать. Россия стремится, чтобы инфляция за год составила бы 7%, а вот получится ли, хороший вопрос. Если поставить цель, скажем, 15% - точно не получится.
Все эти неприятные события происходят на фоне оттока капитала из страны. Улюкаев признал: хотя статистики за февраль нет, по всему видно, что отток продолжается. За январь, по некоторым данным, Россию покинуло 13 миллиардов долларов, при том что ранее на весь год «планировалось» потерять 15 миллиардов (за 2010-й сбежало 38,3 миллиарда). «Лишняя» рублевая масса усилиями властей превращается в валюту, а та «переливается через край». А страна сидит с высокой инфляцией и без инвестиций.
| |