|
Сегодня - юбилей у народной артистки СССР Ии Саввиной, поздравлять ее будут в субботу, 5 марта, когда в афише МХТ им Чехова - «Рождественские грезы», новогодняя сказка, где у Савиной - большая роль, одна из немногих сегодня. Об актрисе, которая никогда не училась профессии, - обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
Заславский: Иногда говорят - актеру ум не нужен, предполагается, что актеру без особого ума жить и работать легче. Ия Саввина, я думаю, может подтвердить, что с умом и талантом актрисе живется непросто. Тем, кто ее не знает, достаточно напомнить про Пятачка - в мультфильме о приключениях Винни-Пуха Пятачка-оптимиста, который поддерживает Винни-Пуха во всех его начинаниях и приключениях, озвучивала она.
Сразу же опрокидывается образ такой неприступной, серьезной, какой она - этакой бронзовой птицей является сегодня в театре, в МХТ имени Чехова, где служит уже больше 30 лет. Во МХАТе она сыграла немного ролей, но все такие, что, как говорится, впечатались в память и в историю театра - тоже. Лику из «Московского хора» Петрушевской - прошедшую сталинские лагеря, - она куталась, как другие женщины в халатик, в моряцкую шинель, и лагеря все сталинские, казалось, в ней самой, и уже навсегда. Сегодня она - единственная народная артистка СССР в труппе МХТ имени Чехова, есть еще единственный актер - народный СССР, худрук Олег Табаков.
Она никогда не училась актерской профессии, Саввина - актриса-самородок, абсолютный, то есть образование у нее, конечно есть, она окончила журфак МГУ, там же в университете начала играть - в ныне легендарном Студенческом театре МГУ. Первая ее роль, прославившая не на весь Советский Союз - на весь мир, этот фильм хорошо знают и за границей - это Дама с собачкой Иосифа Хейфица. Пришла мировая слава!
И вот - безо всякого актерского образования - она могла сыграть что угодно и кого угодно, надо - доктора наук, врача-ученого, изобретателя пенициллина - в «Открытой книге» по Каверину, надо - крестьянку Асю Клячину, и снова так - что никаких сомнений. У Саввиной - фантастически благодатное лицо для актрисы, как белый лист, может быть красавицей, как в Даме с собачкой, может - бесцветной, но милой, как в «Открытой книге». Какой угодно может быть. Кто видел, говорят, что лучшая ее роль была - Сонечка Мармеладова, у Завадского, когда она еще работала в Театре Моссовета. Заморенная, слабая и при этом - необычайная мощь и сила характера, как и требуется у Достоевского. А так - косичка и бледное личико. Она отказалась играть в продолжении «Аси Клячиной», - самому Кончаловскому отказала! Это - очень по ее характеру, не понравилась роль, не стала сниматься, хотя можно сказать, что финал Аси Клячиной - по-своему, конечно, она сыграла в роли няньки Анфисы в прощальном спектакле Олега Ефремова - в его «Трех сестрах».
В кино Саввину знают еще по роли замдиректора института Аникеевой - в «Гараже» Эльдара Рязанова.
А в остальном - в Интернете, в списке крылатых выражений из «Гаража», пожалуй, треть - из ее роли: и все - с гениальными ее интонациями, немного - пафоса, немного - усталости, и - почти полное безучастие. Но когда Аникееву исключают из гаражного кооператива, мне, тем не менее, каждый раз жаль ее, ведь на смену таким, как Аникеева, пришли другие, которые исключают и все, больше уже к решению вопроса не возвращаются.
Создать такой тип, чтобы помнили - удел профессионалов. Ну или таких любителей, как Ия Саввина.
| |